ЗВЕЗДЫ ГЕНЕАЛОГИИ

Антон Вальдин
Л. Расскажите что-нибудь о себе... Когда родились, почему заинтересовались генеалогией...
А.В. Начать, нужно, наверное, с того, что родился я в 1966-м г. в Москве. Как и, наверное, 90% московских жителей, меня вряд ли можно отнести к коренным  москвичам, т.е. так, чтобы еще два-три поколения родились в Москве. Даже те, кто отвечает этому критерию, могут быть вполне уверены в том, что в 5-м или 6-м поколениях они найдут у себя тверских, владимирских или ярославских крестьян или мещан.

Л. Пример не приведете?
А. В. Например, потомки знаменитого водочника П.А.Смирнова (я  долгое время занимался истрией и генеалогией этой семьи) появились в Москве в 1850-х гг., их родственники - несколько раньше, но все - из ныне несуществующей деревни из Мышкинского района Ярославской губернии и Кашинского уезда Тверской губернии (они одно время формально значились по Кашинскому уезду). Кстати говоря, судьба многих потомков предпринимателей, родители которых вышли из деревенских жителей, сложилась на рубеже веков не очень удачно: хотя они родились в Москве, но как бы и из деревенского уклада, привычного для их отцов и матерей, они вышли, но и в городской полностью не вошли. Отсюда и проистекают всякие, так сказать, особенности в их судьбе.

Л. Да у нас и сейчас среди московских знаменитостей больше все уроженцы других городов, по нашему сайту видно... А что, все такие недавние? Настоящих, коренных москвичей в природе не существует?
А.В. Встречались мне и такие (например, кондитерские фабриканты Абрикосовы), кто появился в Москве в начале 1800-х годов. Я, разумеется, не делал специальных статистических выборок, но за время моих историко-генеалогических исследований (в течение последних лет 10-12-ти) я ни разу не встречал в связи с какими-либо московскими фамилиями, известными(или не очень) на конец XIX-го века, указаний на то, что их предки жили в Москве хотя бы в XVIII-м веке. Продолжение их родословных вглубь приводило куда угодно, даже во Францию, но не в Москву конца 1700-х гг.

Л. А откуда взялись Смирновы и Абрикосовы?
А. В. К занятиям личной генеалогией я перешел постепенно от занятий  генеалогией производственной. История предприятий, или, совсем по-старому, фабрик и заводов, весьма занимательное дело. Первым таким предприятием, историей которого я занимался, явилась парфюмерная фабрика (ныне это, разумеется, АО) "Свобода". Я не уверен, что до нас (занимался ее историей я не один, а вместе с коллегами по тогдашнему месту работы - кафедре истории Московского гос. педагогического ин-та им. В.И. Ленина. Остроумы, наверное, догадаются, как называлось это подразделение МГПИ, скажем, лет 15-ть назад... Перед поступлением на эту работу я закончил истфак того же МГПИ, а вот относительно недавно защитил кандидатскую диссертацию по истории отечества в МГУ, будучи там соискателем) кто-либо представлял, что знаменитая "Шанель № 5" выпускалась именно на этом предприятии. Ее создал к 100-летию войны 1812-го года один из директоров товарищества высшей парфюмерии "А.Ралле" - Эрнест Бо. Разумеется, назывались аналогичные духи по-другому, кажется, "Букет Наполеона", но по приезде во Францию Э.Бо воспроизвел свои прежние(московские) разработки и тогда, в 1920-е годы, они уже получили свое, ныне всемирно известное, название.

Л. А что-нибудь пикантное в производственной генеалогии бывает?
А.В. В производственной генеалогии будут штуки посильнее, чем в личной. Возьмем ту же фабрику "Свобода". На излете советского времени она включала в себя, как подразделение, косметическую фабрику "Рассвет", находящуюся примерно через дорогу от "Свободы". На этом месте до революции была парфюмерная фабрика товарищества "А.А. Лемерсье" (кстати, ее директор, одноименный А.А. Лемерсье, был и одним из директоров товарищества "А.Ралле". И в декабрьские дни 1905-го года, свинья французская, выгонял из фабричных "спален" (там жили рабочие) местного священника, убеждавшего рабочих не ходить на восстание), затем - завод сложных эфиров, затем - тубный завод. Казалось бы, все ясно. Однако где-то на складе "Рассвета" долгое время висел(может быть. и сейчас висит) портрет Эмилия Бодло, хозяина одноименной парфюмерной фабрики в районе Мещанских улиц. Откуда? Оказывается, к Олимпиаде-80 бывшую фабрику Бодло, ставшую в советское время "Рассветом", снесли, для тубного завода построили новое помещение, а на его место перевели "Рассвет" и сделали его подразделением объединения "Свобода".

Л. Понять это достаточно сложно, придется несколько раз потом прочесть написанное... А публикации у Вас были по этому поводу?
А.В.  Результаты этих моих работ отражены в ряде публикаций, в т.ч. в энциклопедиях "Москва", "Отечественная история" (она вообще открывается моей статьей об Абрикосовых), "Петербург-Петроград-Ленинград" (о Елисеевых).  В "Отечественной истории" и в "Москве" есть и мои статьи, в т.ч. основная по данной теме, посвященные Декабрьскому вооруженному восстанию в Москве. Это же и тема моей диссертации, которая писалась, с некоторыми перерывами (я думаю, что они все же благотворно повлияли на текст) лет десять. Тему эту мне никто не "давал". Еще в институте, изучая ныне подзабытую проблему научного коммунизма (о революционной ситуации и революционном кризисе), я оказался в некотором недоумении.Все мои ровесники, если поднапрягутся, смогут вспомнить признаки революционной ситуации.

Л. Когда верхи не могут, а низы не хотят?...
А.В. Я могу добавить, что они неплохо "прикладываются" к событиям, скажем, октября 1917-го года и к некоторым другим моментам, например, новейшей истории. Однако их пытались приложить даже к событиям февраля 1861-го года в России. Нечего и говорить, что, по идее, они должны бы подойти и к событиям декабря 1905-го года в Москве. Но не тут-то было! Мне захотелось разобраться в этом противоречии.
С одной стороны, признанная теория революционной ситуации. Без нее никаких восстаний производить нельзя. С другой стороны, р-р-революционный кризис ноября-декабря 1905 г. Значит, одно с другим (теоретическое и историческое) должны бы состыковываться. Ан нет! Потому-то до меня с 1955-го года никто отдельно Декабрьским восстанием в Москве, видимо, и не занимался. На периферии - пожалуйста, историк ссылается на то, что "получили сигнал из Москвы" и переходит к конкретно-исторической проблематике. Есть даже историографические очерки, например, по Украине, Сибири... А по Москве - пара научно-популярных брошюрок! И меня весьма задело - а вот в Москве-то откуда сигнал получили?
И что это вообще за сигнал?
Какова его природа?
Кто его подал?
По какой причине?
Как к этому делу относились москвичи?
Кто участовал в восстании, а кто нет?
Какие вообще были цели у восставших?
Что вообще раньше представлял собой ныне фешенебельный район Бронных улиц в Москве?

Л. И Вы знаете все ответы?
А. В. Мне кажется, что на эти и некоторые другие общие и частные вопросы по этой теме можно найти какой-нибудь ответ в моей диссертации.

Л. А генеалогия?...
А. В. Там в приложении есть и список лиц участовавших в восстании и зарегистрировавшихся в обществе красногвардейцев и красных партизан в начале 1930-х гг. Это человек 200, с местом (Москва встречается в единичных случаях) и датой рождения и указанием на членство в той или иной партии.
В процессе работы над диссертацией я, наверное, впервые столкнулся с тем, что такое генеалогия. Беру список арестованных (или задержанных, ныне не помню уже) рабочих и читаю, один - крестьнин такого-то села Рязанской губернии, другой - мещанин такого-то городка. Я в недоумении  - что же, они, на фабрику из Рязани ездили? А почему в Москве не "прописывались"? Что это вообще значит - приписан к ....деревне ....волости ....уезда. Так что столкновение с судьбами и биографиями "декабристов 1905-го года", со своей стороны, подтолкнуло меня к генеалогии.
Что в Москве делал ейский 1-й гильдии купец и его сын?

Что это за фамилия такая, Сулима-Саймуло, и почему дворянин председательствует на железнодорожном съезде?
Кто такие вольноперы и откуда они берутся?
Почему сейчас нет Сендеров или Срулей, куда делись их имена и откуда они взялись?
Почему у Карпа Иванова фамилии нет, а у Карпа Иванова Иванова уже есть (Иванов)?

Л. И И вы не впали в растерянность, а сделали практические выводы?
А. В. Так я понял, что для адекватного представления того или иного отрезка социально-политической истории нашего Отечества недостаточно изучить "источники по теме", пусть даже в максимальном объеме. Именно изучение истории отдельных  ячеек общества, производственной, личной (семейной) или общественной, способно, на мой взгляд, генерировать (я думаю, неким иррациональным образом) соответствующий своему времени социально-политический опыт, исходя из которого и можно будет правильно интерпретировать те или иные факты, устанавливать между ними взаимосвязи и т.д. Именно в истории той или иной общественной ячейки, говоря методологически, способна отразиться, как в капле воды, пусть порой не очень заметно для постороннего глаза, история Отечества.
Изучая историю своих предков, генеалоги изучают тем самым (порой даже не осознавая этого) и историю всего Отечества, и могут понять ее гораздо лучше, чем те "просто историки", кто далеки от такого интереса. Именно поэтому генеалогические деревья - своего рода учебники истории, особенно для тех, кто их составляет, не важно, идет речь о генеалогии крестьянской или дворянской.
Впрочем, где уж нам, историкам-отечественникам, про генеалогию говорить...
Не зная, какие проблемы волновали левые силы Ирана (а были там вообще проблемы? А левые силы?), генеалогией, конечно, заниматься нельзя, что Вы, особенно если американцы Вас о чем-нибудь попросят... Не надо читать там всякие путеводители по архивам, вообще в архивы ходить, ерунда все это. Главное, про силы эти самые, левые которые, например, в Иране были, узнайте хорошенько... Но это так, к слову, чтобы остроумам пищу дать, а то они видимо, уже генеалогию кафедры истории МГПИ им. В.И. Ленина вычислили. Нужно дать им новую пищу.

Л. Извините, не догоняю. Причем здесь Иран?
А. В. Ни при чем. Разумеется, это тем, кто про левые силы Ирана все знает, автоматом не надо никуда ходить. Я же считаю, что личный опыт (каким бы он ни был) и личные результаты ничем не заменимы.

Л. То есть, надо обязательно самому ходить в архивы? Но это же невозможно для большинства...
А. В. Иногда лучше и не ездить.
Столь же важно и я бы сказал действительно бесценно содействие специалистов в регионах. Да, личный поиск важен. Но нужно обладать и безусловным пониманием того, что лучше специалиста на месте никто ничего не сделает и не разыщет.
Если Вы собираетесь ехать куда-то без такого понимания, лучше не едьте и не пишите никуда. На первый взгляд (скажем, специалиста по левым силам), это какое-то непонятное противоречие. Но это и есть то противоречие, вернее, одно из тех, подобные которому и движут любой процесс, в т.ч. генеалогический поиск.

Л. Наверное, я переработала и отупела. Поэтому у меня и денег нет. А у вас, такого умного, все, наверное, отлично?
А. В. У меня, куда ни плюнь, все достижения. Правда, в любом поиске, в т.ч. по собственной генеалогии, достижения перемежаются с, прямо скажем, провалами. Вот у меня по одной из семейных линий вообще ничего не исследовано. По другой дошел до 1904-го года - рождение деда, записавшего в советское время в своей анкете, что его отец и мать были грузчиками кирпичного завода в Царицыне. Я ношу его фамилию (но, похоже, не комплекцию его родителей). Эту же фамилию носил и первый эстонский академик Пауль Валдин. Были под Царицыным и эстонские колонии (по сведениям Дм. Панова). Но ничего удобоваримого из этого у меня уже довольно долгое время не получается, хотя для себя стараюсь. А по третьей линии (священноцерковнослужители из Архангельской и смежных губерний) дошел до XVIII века и думаю углубить ее и дополнить уже в РГАДА, да все что-то не соберусь с мыслями. Надеюсь, что существующие наработки опубликуют в "Поморской энциклопедии", имеющей выйти в конце этого года, но не знаю, что там уж будет.
Так и в любом другом поиске может случиться. Например, есть такая категория предков у некоторых людей, как "Tsar's servants". Весь фокус в том, что по Дворцовому ведомству соответствующие архивы сохранились прекрасно, и в Москве (не уничтожались даже мелкие дела, относительно которых по другим ведомствам порой и след уже простыл еще в досоветское время и пепел разлетелся), и в Петербурге. Просмотреть их - работа большая, тем не менее. И вот появляется кто-либо, один-два раза в год, и пишет, что его ......... был царским слугой. И даже (был такой у меня случай) сопровождал Николая II в его последние дни. Работа предстоит немалая, сам процесс поиска стоит денег. Ну, думаешь, товарищ это понимает... Затем перед глазами проходит масса фамилий, имен и проч., кроме одной - того самого слуги. Соответственно, и я, и "проситель" недовольны. Пишут жалобы. Тут желательно поставить гиперссылку (сами понимаете, куда) для того, чтобы желающие могли ознакомиться (как у Высоцкого).

Л. Ну не понимаю! Не знаю! Давайте оставим как есть, без гиперссылки, кому надо, тот поймет, а я так и останусь в неведении. Лучше еще случай расскажите.
А.В. Пишет дама точную дату рождения, место рождения - Самара.  В Самаре все метрические книги за этот год сохранились, а ее и близко нет. Хорошо, по другим источникам выяснилось, что место ее рождения - некая деревня в одной из сибирских губерний, верст 300 от губернского города (даже не от Самары). Откуда она Самару написала, мне до сих пор не ясно. Да что далеко ходить, сестре моей родной бабушки паспортистка предложила написать в паспорте в графе "место рождения" вместо Порхова на Псковщине славный город Ленинград. Хотя паспорт выдавался на основе подлинной метрики, которая у меня хранится со штампом "паспорт выдан". Так и стала Лидия Петровна Беляева, 1898 г. рожд., ленинградкой, почему, опять-таки непонятно.
Впрочем, у нас там немало родственников, но не совсем по ее линии...
Понятно, когда люди за границу уезжали и во всяких там петициях о натурализации просто фонетически не могли прописать точное место своего рождения, а у нас-то откуда такая практика?
Трудно сказать.

Л. Давайте оставим пока генеалогию. Я сегодня для нее не в форме. Вот Сергея интересует вопрос: Представьте, что Вы в начале 20века, кого бы поддержали - анархистов, большевиков, эсеров?..
Мне также трудно сказать, кого бы я поддерживал в начале 20-го века. Вот мой прадед, Михаил Александрович Прялухин, поддерживал эсэров. Вместе с мужем его сестры, Стефаном Ивановским, они из Ярославля пытались поставить подпольную типографию в Симферополе (откуда такая связка, несколько странная географически, я сейчас не припомню). Благодаря соратникам-партийцам (в каждой местной организации таких было немало) полиция все знала и их, подождав нужное время, сцапала. Михаила Александровича выслали на три года на Север, в Великий Устюг. Там учительствовал его брат, Александр Александрович, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, позже ставший статским советником. Через положенные три года Михаил Александрович так в Великом Устюге и остался и, видимо, уже никого не поддерживал. Но про него не забыли, и после установления советской власти все же пришли с обыском.
Так что определиться, кого поддерживать, было довольно трудно даже самим современникам, что уж говорить о ныне живущих. Тем более, что многие, даже вполне образованные люди, просто не понимали разницы между большевиками и эсэрами, тем более между большевиками и меньшевиками, хотя, свидетельствуют они в своих воспоминаниях, кучу денег изводили на партийные брошюры и на собрания ходили. А что касается анархистов - в местах проживания моих предков (если мы говорим о генеалогии) их просто не было, т.к. в Одессе, Екатеринославе, Подолии, Киеве, Волыни, Вильне у меня особо никто и не проживал. Современники (и в том числе простые рабочие) разницы не могли понять между различными левыми силами их времени, и шли за личностями ("ты - к Котляренко, а я - к Беднову"), а не за партиями, так что вопрос о поддержке именно в таком смысле, как Вы задали, несколько внеисторичен. Скорее, надо бы формулировать так (если Вы про левые силы (я надеюсь, России, а не Ирана) - кого бы вы поддерживали, Плеханова, Ленина, Мартова, Милюкова, Троцкого (если в Питере) и желательно на местном уровне...

Л. Все! Я не могу я устала... Все очень сложно у вас...
А. В. Я тоже к следующему вопросу (или к предыдущему) перейти не могу. И вообще куда идти дальше, не очень понятно.
Так что смотрите, что получилось, если нужно будет что-то еще, я отвечу.

Rambler's Top100 TopList