Указ об учреждении губерний 1708 года: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gub1708.htm
Коллекция старинных карт территорий и городов России
http://old-map.narod.ru/
Собрание белорусской шляхты http://www.nobility.by/
Союз польской шляхты http://www.szlachta.org Там и гербы есть, очень даже красивые.
Интерес к аристократичности иногда вызывает удивление, например, тут http://www.inftech.ru/voyager/C1P/C1p00031.htm
А иногда к этому подходят практически, например тут: http://www.citizenship.ru/index.php4?art=13&no=1
В одной из статей "Огонька" говорится, что моду на аристократические титулы сейчас обострила в России одна дама http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/200250/50-30-33.html
Аристократичность вообще может вызывать массу эмоций - посмотрите, например, форум, только целиком, до самого низа: http://arctogaia.org.ru/FORUMS/messages/47/715.html?990520533

Помимо общего звания - "дворянин" - и обращения "ваше благородие", дворянина могли пожаловать особым дворянским титулом, переходящим и к потомкам.
Барон - низшая ступень именитого дворянства, родовой титул. В России его носили в основном иностранцы и выходцы из Прибалтики.
Наименее ценился в России титул барона, как правило, это были выходцы из западных местностей - прибалтийские, немецкие бароны, либо финансисты, по сути, "покупавшие" баронский титул. К ним обращались по титулу - "господин барон", "госпожа баронесса". Чеховского Тузенбаха, потомка обрусевшей немецкой семьи, Соленый называет бароном вполне по правилам, но с некоторой долей пренебрежения, которая соответствует и их личным отношениям, и общему ироническому отношению к этому титулу в России.

Гораздо больше уважали графский титул. К графу и графине обращались в XIX веке "ваше сиятельство".
Граф - наследственный дворянский титул, выше барона, но ниже князя. Введён Петром I. Первым русским графом 1702, 27 НЯ стал генерал-адмирал Головин Ф.А. В 1894 насчитывалось 310 графских родов.
 

Князья - самая древняя в России и самая многочисленная часть титулованного дворянства. Здесь тоже были свои оттенки титулования. Наследственных "просто князей" полагалось называть "ваше сиятельство". Но князя могли императорским указом повелевать титуловать "светлейшим" ("пожаловать светлостью"), и тогда его именовали "ваша светлость" (Г.А. Потемкина между собой придворные так и называли - "светлейший", понимая, о ком идет речь).

Высший уровень князей - великие князья и княгини, принадлежащие к царской фамилии. Их именовали, как уже было сказано, "ваше высочество".

Дворянин мог быть пожалован императором, в знак особого расположения или за большие заслуги, несколькими титулами одновременно. Так, великий полководец А.В. Суворов носил титул графа Суворова-Рымникского князя Италийского. Здесь видна еще одна форма монаршей милости - почетная фамилия, Рымникский - за победу при Рымнике.
 
 

Здравствуйте! Я, ведущая сайта "Всероссийское генеалогическое древо" (www.vgd.ru). Вы читаете очередной номер рассылки "Генеалогия для начинающих". Если хотите получить консультацию по поиску, которым уже занимаетесь, можете задавать вопросы по электронной почте мне (vserosgendrev@yandex.ru) или Сергею Дмитриевичу Котельникову (руководитель проекта ВГД и практикующий генеалог) - kotela@yandex.ru. Ему же вы можете заказать генеалогическое исследование, но только в том случае, если у вас накопилась достаточная начальная информация - мы дорожим своей репутацией и не беремся за невыполнимые задачи (о том, какие мы оказываем услуги и по какой цене написано на странице www.vgd.ru/yellow.htm). Также вы можете задать свой вопрос на генеалогическом форуме сайта - book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=genealogy

Тема рассылки – генеалогия и православие. Напоминаю, что о метрических книгах была отдельная рассылка, на этот раз я хочу сказать, что в связи с тем, что православие было государственной религией, генеалогический поиск и по предкам, к этой религии не принадлежавшим, может вестись по документам православной церкви. Отдельно рассмотрим старообрядчество и иноверцев. Эта рассылка короче обычной, зато со ссылками, думаю, по одной из них вполне можно получить качественную и плодотворную консультацию - тот сайт выглядит крайне убедительно. Можно сказать, что весь этот номер рассылки - пояснительная записка к той ссылке, чтобы вы поняли, что именно там искать и о чем спрашивать, когда найдете.

Старообрядчество.

В 1654 году патриарх Никон, с согласия царя Алексея Михайловича, созвал собор и предложил исправление церковных книг против древних харатейных и греческих книг, уставов, потребников, служебников же и часословов. Собором 1667 года старообрядчество отвергнуто окончательно и предано проклятию. В постановлении 1681 вотчинникам, помещикам и их приказчикам вменено в обязанность следить внимательно за раскольниками и объявлять о них местным воеводам. Постановление 1684 г. объявило раскол преступлением: "тех, кто перекрещивал других, хотя бы он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить смертию без всякого милосердия".  Учитывая, что, староверами в то время было большинство населения (на севере премущественно была безпоповщина, в центре и на юге – поповщина), началось бегство, укрывательство - в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, на Дон, в Астрахань, в Сибирь. Восстановить историю своего рода ранее, чем до 1718 года мало кому удается, хоть всех по дворам переписали еще в 1646 году (см. рассылку о ревизиях и переписях).
Еще в 1714 Петр предписал привести раскольников в известность перепискою и обложить двойным окладом податей, а с женщин, вдов и девок брать половину. Этот указ остался неисполненным, в 1716 Петр повторил его. Вспомогательным средством для открытия раскольников в указе 1716 года было повеление всем и каждому по всей России исповедываться ежегодно, а кто не будет исповедываться, об тех подавать именные росписи от духовного начальства губернаторам и ландратам; а светской власти повелено с неисповедывавшихся брать штраф денежный и заставлять исповедываться. Этот указ ослаблял узаконения 1684 года и отменял смертную казнь и преследование раскольников,  тем не менее он остался неисполненным до 1718 года.
В 1718 было предписано розыскать, почему до сих пор ландраты не взыскивали штрафа, потребовать от попов росписи неисповедывавшимся и раскольникам за 1716 и 1717 годы. Дать полгода сроку попам для предъявления сделанной ими утайки, но после полугода не прощать. Смотреть, чтобы в старосты и бурмистры не выбирали раскольников. Тех раскольников - которые будут укрываться от платежа двойного оклада мирских ссылать на каторгу, а монахов и монахинь в монастыри под начал, а заводчиков и учителей, буде возможно явную вину сыскать кроме раскола, с наказанием и вырезав ноздри ссылать на галеры.
Исповедь - это таинство покаянья; устное признанье грехов своих перед духовником. Для выявления староверов в 1697 появилась первая инструкция  о ведении  исповедных росписей (ведомостей). Каждый причт обязан  был вести у себя три именных списка:  в первый вносились все прихожане,  бывшие у исповеди,  во второй - не бывшие,  в третий - раскольники.  Вестись эти ведомости начали только после 1718. Неисповедовавшиеся при этом облагались штрафом и не могли быть избраны на какие-либо должности, за утайку сведений карался и священник. Списки заверялись поповскими старостами и отправлялись в Архиерейские дома, откуда сводные экстракты из них поступали в Синод.

С 1737 форма исповедных ведомостей была усложнена и состояла иэ 49 граф с 22 заголовками.
В 1837 появился новый указ относительно бывших и не бывших у исповеди. По указу все жители, начиная с 7-летнего возраста, должны были ежегодно исповедываться и "приобщаться Святых Таин" "во дни Святые четыредесятницы" или в два ближайшие поста у священников только своего прихода. Священники должны были завести именные росписи всех прихожан "от престарелых и средовечных, до сущаго младенца" по дворам, с указанием возраста и чина, где отмечали факт их присутствия на исповеди и причину в случае отсутствия (например, по малолетству, если ребенку еще не исполнилось 7 лет).
После итоговой сводки в каждой ведомости полагалось сделать поименную роспись раскольников, проживающих на территории прихода. К указу были приложены формы исповедных росписей, обязательные для всех епархий и ведомств.
15 октября 1846 Синодом была утверждена упрощенная форма. В ведомостях отмечались все прихожане, принадлежавшие к определенному приходу. Каждый год, 1 октября, благочинный должен был представлять исповедные росписи в Консисторию
Формуляр исповедных росписей был следующим:  в первой графе обозначался порядковый номер домов или дворов, во второй - число в них людей, раздельно мужчин и женщин. Если семья было полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов;  для супругов указывались имя и отчество,  а для их детей - только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшегося в живых показывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге),  далее показывалось отдельно для мужчин и для женщин количество лет на данный год каждого члена семьи.  В росписи вносили имена всех детей старше года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк.
Исповедные ведомости хранятся в региональных архивах - в фондах духовных консисторий, духовных правлений, епархиальных управлений, приходских церквей. Сохранились они далеко не везде и не все, но сохранившиеся заслуживают изучения. На сайте Научно-исследовательская программа "Демография Карелии конца XVIII — XX веков" - http://demo.karelia.ru/ - есть примеры информации, содержащейся в исповедных ведомостях, анализируется ее достоверность и полнота, имеет смысл посмотреть материалы этого сайта как крайне полезный методологический материал (раздел Публикации).
Исповедную роспись  подписывал  не только настоятель храма,  но и весь его причт. Официально исповедные росписи прекратили свое  существование в 1917 г., но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в фондах церквей,  духовных правлений, епархиальных управлений и  духовных  консисторий сохранились исповедные росписи за более поздний период.
Исповедные росписи - только один из документов, которые позволяют находить сведения не только о православных, но и о староверах, и о представителях других вероисповеданий.
Вот я и дошла до ранее обещанной ссылки.
Советую посетить сайт «Исторический атлас христианства в России» - http://atlasch.narod.ru/. Там содержится, помимо всего прочего, перечень церковных документов, которые обычно генеалогами не используются, но вполне могут помочь в генеалогическом поиске. Например, это ведомость о присоединившихся в православие и мн. др.
А пока, пояснения по другим религиям (опять-таки, только как вспомогательный материал).

Иноверцы.

Отношения русской православной церкви с другими вероисповеданиями всегда были крайне сложными – государственная политика по отношению к приверженцам этих религий определялась в значительной степени православными воззрениями, отражалась в соответствующих документах и влияла на судьбы многих людей.
Католики рассматривали православие в России как находящееся вне истины и спасения. Поэтому, одной из задач католической миссии в России были индивидуальные обращения в католичество. Например, иезуиты занимались пастырской работой в Немецкой Слободе. По настоянию Патриарха Иоакима в 1689 иезуиты были высланы из России "за распространение соблазнительных и вредных толкований, противных учению Восточной Церкви. Повторная высылка иезуитов состоялась в 1719. Обращения временно прекратились. Тем не менее, на протяжении всего XIX столетия между Римом и Священным синодом происходило своеобразное состязание по индивидуальным обращениям. Украинская Греко-Католическая Церковь, оформившаяся во Львове в 1700, укоренившаяся на западных землях Украины, включая Закарпатье, и отчасти распространенная на территории Российской империи, по приказу царя Николая I, в 1839 была упразднена. Часть его приверженцев перешла в православие, часть - в римский католицизм, однако большинство осталось греко-католиками. Однако украинская греко-католическая церковь существует и сейчас.
Впрочем, о деятельности католической церкви в России стоит почитать на сайте православие.ру - http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus1.htm, хоть там все и рассматривается с одной точки зрения, из текста можно понять, в каких документах православной церкви можно искать сведения о католиках. Это очень интересный текст, любой пересказ его испортит. Для уравновешенности воззрений стоит также посмотреть сайты:
– История католического прихода в Казани: http://www.kcn.ru/tat_ru/religion/catholic/rcchurch.htm
– Религиозная жизнь католиков Средней Азии во второй половине XIX века: http://www.agnuz.info/About/jubilee/0003.htm
Лютеранская церковь существовала в России без особых эксцессов. Наиболее благоприятная эпоха для лютеран в России началась с восшествием на престол Петра I. Он сам иногда посещал кирхи и даже исполнял духовные гимны. Многие члены царской семьи и русского боярства вступали в родство с немецкими дворянскими родами, чаще всего лютеранского вероисповедания. Близ лефортовского дворца царь позволил возвести новую каменную кирху во имя св. апостолов Петра и Павла и при ее закладке сам положил первый камень. Численность лютеран России значительно увеличилась при Екатерине II, решившей привлечь немцев к освоению земель Поволжья. Две трети новых поселений, возникших вдоль нижней Волги, были лютеранскими. Небольшие группы лютеран расселились также на юге России, в Крыму, в Бесарабии и Закавказье. В XVIII веке в одном только Петербурге жило более 20 тысяч лютеран. В 1832 складывается административная структура лютеранской церкви, просуществовавшая до 1917. Приток в Россию лютеран продолжался в течение всего XIX века. Лютеранские общины появились в шахтерских городах Украины, в Мурманске, Владивостоке, в Ташкенте и даже на Аляске. К 1904 Евангелическо-лютеранская церковь Российской империи имела 287 лютеранских храмов, а численность верующих лютеран составляла более миллиона человек.
Отношение к мусульманам менялось. В соответствии с именным указом 1681 года мусульманским мурзам, имеющих в своих поместьях и вотчинах православных крестьян, было приказано креститься под угрозой утраты имений, а мордве, по этому же указу, "сказать, чтоб они, поискав благочестивыя Христианския веры Греческого закона, крестились все, а как они крестятся, им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет...".  При Иване IV крестившихся инородцев освобождали пожизненно от рекрутства и на три года - от подушной подати.
Религиозные преследования и насильственное обращение мусульман в православие в XVI в. сменились в XVIII в. политикой веротерпимости. Мусульманское духовенство оценивалось властью как важный объект и одновременно инструмент русской политики в мусульманских регионах и потому было всегда предметом ее внимания.
Для потомков мусульман интересен Центральный государственный исторический архив республики Башкортостан. В документах фонда Оренбургского магометанского духовного собрания содержится информация о мусульманском населении европейской части Российской империи (включая Польшу и Финляндию) и Сибири, о культуре и обычаях башкирского, татарского и других народов, исповедывавших ислам. Что это за собрание, можно прочитать здесь: http://www.bashedu.ru/encikl/c/centr_du.htm. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание являлось по сути государственным органом по управлению мусульманами, который аккумулировал их интересы и потребности и выражал их на государственном уровне
А теперь имеет смысл идти по ссылкам...