Памяти ушедших
Игорь Александрович Шидловский
Инесса Васильевна АнтоноваСправочное бюро
М. Катин-Ярцев. Архивы органов ЗАГС городов (районных центров) Республики ЛатвияПочтовый ящик
В. Верёвкин-Шелюта. Метрические книги римско-католического костёла города Тобольска
Игорь Александрович Шидловский В ночь на 27 февраля 2001 г. на 91-м году жизни скончался член Русского генеалогического общества Игорь Александрович Шидловский. Он прожил не только долгую, но и богатую событиями жизнь. Этому способствовало и время, в которое он жил, и его живой независимый характер. Род, к которому принадлежал Игорь Александрович, внесён в 1 ч. дворянской родословной книги Могилевской губ. и восходит к польскому роду Шидловских герба Lubicz (Любич) (см. Дворянский календарь, тетрадь 2, СПб., 1997).
Отец его, Александр Алексеевич Шидловский (1880–1854), был певцом (бас), солистом Пермского оперного театра, заслуженным артистом РСФСР.
Мать, Юлия Александровна Корш (1886–1913), окончила Петербургскую консерваторию и пела в Киевском оперном театре (меццо-сопрано).
Дед по матери, Александр Валентинович Корш, сын известного журналиста и издателя Валентина Федоровича Корша, был архитектором, а его жена, венгерка по национальности, Мария Хэгедюш (1850–1937) – до замужества пела в Ла Скала.
Игорь Александрович и сам был музыкален и без музыки не мыслил жизнь. В молодости он неплохо играл на рояле и даже подрабатывал тапером. Письменный стол его был уставлен проигрывателями и магнитофонами, и музыка звучала почти непрерывно. В последние годы жизни он приобрел органолу и уже не очень послушными пальцами наигрывал что-нибудь из репертуара своей молодости или какую-нибудь современную полюбившуюся ему мелодию.
Родился Игорь Александрович 5(18).08.1910 в г. Витебске. Рано потеряв мать, он был воспитан в доме своей тётки – младшей сестры матери.
Окончив школу в Ленинграде в 1929, в институт не был принят по причине «соц. происхождения». Тогда он закончил курсы геофизиков-гравиметристов и отправился в Казахстан, где работал в Гурьевской обл. техником, прорабом, а потом и начальником геолого-разведывательной партии. В 1934, вернувшись, поступил на Ленинградское отделение Всесоюзного заочного индустриального института, но незадолго до его окончания был взят на Финскую войну, которую прошел рядовым. В сентябре 1940 поступил на 5-й курс Ленинградского института связи (факультет радиоприемных устройств) и, не успев защитить готовый диплом, уже 6 июля 1941 г., попал на фронт. Служил сначала рядовым, однако когда стало известно о его высшем образовании, получил офицерское звание и стал начальником связи противотанкового армейского полка, а с 1942 г. – морского железнодорожного артиллерийского дивизиона. Войну окончил гвардии инженер-майором, кавалером орд. Красной Звезды и Отечественной войны. После демобилизации с 1948 г. работал инженером Ленинградского отделения НИИ связи (ЛОНИИС), а затем, до ухода в 1970 на пенсию – ведущим инженером ЦКБ НИИ мощного радиостроения.
Выл он человеком страстным, увлекающимся, откликающимся на различные общественные явления. По уходе на пенсию выход своей энергии отчасти нашёл в строительстве дома, который и построил своими руками.
В 1991 г. он вступил в Русское генеалогическое общество. Несмотря на свой возраст, он смог, правда, уже с чужой помощью, восстановить свою родословную, стал действительным членом Российского дворянского собрания, чем гордился, как гордился и своими предками.
Память о них, а также о друзьях детства он бережно хранил. В его альбомах фотографии их были старательно надписаны, и о каждом он мог рассказывать много и долго, поражая ясной памятью почти до последних дней.
На похоронах сверстников его не было – он всех пережил, – но были дети и внуки, их друзья. И была искренняя молитва об упокоении его души.
Урна с его прахом захоронена на Северном кладбище.Н. Тутолмин
Инесса Васильевна Антонова Первый день нового века принёс скорбную весть: после продолжительной болезни ушла из жизни Инесса Васильевна Антонова, замечательный, талантливый и душевный человек, краевед и исследователь божьей милостью, создатель и первый директор историко-краеведческого музея г. Дзержинского.
Инесса Васильевна родилась в Казани 20 сентября 1938 г. в семье инженеров-химиков. Она с отличием окончила Московский химико-технологический институт им. Менделеева и с 1963 по 1992 г. работала в Научно-исследовательском химико-технологическом институте в г. Дзержинском (теперь это Федеральный центр двойных технологий «Союз»). Все эти годы интересы Инессы Васильевны не ограничивались исследованиями по термораспаду и горению конденсированных систем, хотя и в этой области она проявила себя высококвалифицированным и авторитетным специалистом. Её творческая душа всегда стремилась к прекрасному, к общению с интересными людьми, близкими ей по духу. Инесса Васильевна с радостью делилась с людьми тем, что знала и любила сама. Беззаветно влюблённая в поэзию, была вдохновителем и организатором поэтических вечеров, в течение многих лет возглавляла клуб «Поэзия». Любители поэзии до сих пор вспоминают (и никогда не забудут) вечера при свечах и их «хозяйку».
Однако настоящим делом всей жизни Инессы Васильевны, её второй профессией, стало краеведение. Результатом её глубочайшего интереса к истории Николо-Угрешского монастыря, кропотливого изучения архивных документов, литературных источников и старых фотографий явилось создание городского историко-краеведческого музея. Его экспозиция усердием и старанием Инессы Васильевны (зачастую на собственные средства) по крупицам собиралась в течение многих лет. А её экскурсии по музею и по монастырю проходили так живо и интересно, что привлекали всё новых и новых слушателей. Это её заслуга – возрождение в нашем городе интереса к истории Николо-Угрешского монастыря, нашего города и к истории в целом. Благодаря личному обаянию и эрудиции Инессы Васильевны, вокруг неё сформировался круг единомышленников, увлечённых историей и культурой родного края.
Даже серьёзная болезнь не прервала творческой жизни этой необыкновенной женщины. Оставив работу в музее, она продолжала писать исторические очерки в «Угрешские вести» и «Вестник патриархии». Инесса Васильевна была членом Союза журналистов, автором многих статей по истории «Угреши», книги об архимандрите Пимене. А инициатором и соавтором нескольких книг: «Обитель на Угреше» и других, она стала, будучи уже тяжело больной. Последнее время Инесса Васильевна вела уроки краеведения в школе и старалась вложить в своих учеников все свои знания, всю душу! Начала работу по созданию школьного музея... Сил оставалось всё меньше, но она была мужественной и, улыбаясь при встречах, делилась своими творческими замыслами, и никогда не жаловалась... Большой радостью для Инессы Васильевны стала победа её питомцев из младших классов, участвовавших во Всероссийском форуме «Одарённые дети России». Они не только заняли все три призовых места, но и получили приглашение от оргкомитета на следующий конкурс.
В Русское генеалогическое общество Инесса Васильевна вступила в 1995 г. Её генеалогические интересы не ограничивались членами своего рода. Она собирала сведения по истории родов Барятинских, Бакаевых, Благово... К сожалению, эта работа осталась незавершённой. Она не успела подготовить доклад о своих исследованиях в этом направлении, но в памяти членов РГО останутся её сообщения о любимой ею «Угреше». Кроме того, остались, так сказать, материальные следы: выставка, посвящённая Д.Д. Благово, который провёл 13 лет в стенах Николо-Угрешского монастыря и написал несколько книг об этой обители, мемориальные доски на домах, где жили видный учёный-химик А. С. Бакаев и другие выдающиеся люди города.
Все, кто знал Инессу Васильевну, скорбят о её безвременной кончине. Она всегда будет в наших сердцах. А когда не станет нас – тех, кто знал и любил этого светлого человека – вечным памятником останется частица её души – городской музей и написанные ею книги.Е. ПерепеченкоРига. Латвийский республиканский архив актов гражданского состояния. Ka??u iel?, 24, LV-1623, Riga, Latvija. Хранит метрические книги по Риге с 1906 по 1921 г.
Архивы органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) городов (районных центров) Республики Латвия
Rigas pils?tas Dzimtsarakstu noda?a/Рижский городской архив актов гражданского состояния. J. Alun?na iel?, 2, Riga, LV-1308, Latvija. Часы работы: 14–18 (понедельник, среда) и 8–13 (вторник, четверг, пятница). Хранит метрические записи по Риге (с 1921 г.) и по Рижскому району (с 1906 г.)
Айзкрауклис (Ашераден/Ascheraden). Aizkraukles pils. Spidolas iel?, 2b, LV-5101, Latvija. Тел.: (8-10-371-251) 2.22.75.
Алуксне (Мариенбург/Marienburg). Aluksnes pils. Liel? ezera iel?, 24a, LV-4301, Latvija. Тел.: (8-10-371-243) 2.28.09.
Балви (Боловск/Bolowsk). Balvu pils. Sporta iel?, 1, LV-4500, Latvija. Тел.: (8-10-371-245) 2.20.39.
Бауска (Бауск/Bausk). Bauskas pils. Uzvaras iel?, 6, LV-3901, Latvija. Тел.: (8-10-371-239) 2.45.89; 2.35.52..
Валка (Валк/Walk). Valkas pils. Zvaig??u iel?, 12, LV-4700, Latvija. Тел.: (8-10-371-247) 2.35.56; 2.41.61.
Валмиера (Вольмар/Wolmar). Valmieras pils. C?su iel?, 2, LV-4200, Latvija. Тел.: (8-10-371-242) 2.53.13.
Вентспилс (Виндава/Windau). Ventspils. Kuldigas iel?, 11, LV-3600, Latvija. Тел.: (8-10-371-236) 2.22.63.
Гулбене (Шваненбург/Schwanenburg). Gulbenes pils. O. Kalpaka iel?, 60, LV-4401, Latvija. Тел.: (8-10-371-244) 2.32.54.
Даугавапилс (Двинск/D?naburg). Daugavpils. Rai?a iel?, 27, LV-5400, Latvija. Тел.: (8-10-371-254) 2.10.72; 2.50.56.
Добеле (Доблен/Doblen). Dobeles pils. E. Francma?a iel?, 6, LV-3701, Latvija. Тел.: (8-10-371-237) 2.21.22.
Екабпилс (Якобштадт/Jakobstadt). J?kabpils. Brivibas iel?, 120, LV-5201, Latvija. Тел.: (8-10-371-252) 3.33.22.
Елгава (Митава/Mitau). Jelgavas pils. Skolot?ju iel?, 5, LV-3001, Latvija. Тел.: (8-10-371-230) 2.04.40.
Краслава (Kraslau). Kraslavas pils. Br?vibas iel?, 17, LV-5601, Latvija. Тел.: (8-10-371-256) 2.41.85.
Кулдига (Гольдинген/Goldingen). Kuldigas pils. Baznicas iel?, 1, LV-3301, Latvija. Тел.: (8-10-371-233) 2.20.91; 2.38.45.
Лиепая (Либава/Libau). Liepajas pils. Liela iel?, 1a, LV-3400, Latvija. Тел.: (8-10-371-234) 2.22.61.
Лимбажи (Лемзаль/Lemsal). Limba?u pils. Rigas iel?, 16, LV-4000, Latvija. Тел.: (8-10-371-240) 2.18.06; 2.17.85.
Лудза (Люцин/Ludsen). Ludzas pils. Rai?a iel?, 16, LV-5701, Latvija. Тел.: (8-10-371-257) 2.37.56; 2.24.55.
Мадона (Мадон/Madon). Madonas pils. Rai?a iel?, 12, LV-4801, Latvija. Тел.: (8-10-371-248) 2.14.55; 2.26.96.
Огре (Огерсгоф/Ogershof). Ogres pils. Brivibas iel?, 33a, LV-5001, Latvija. Тел.: (8-10-371-250) 2.34.66.
Прейли (/Preli). Prei?u pils. Daugavpils iel?, 31, LV-5300, Latvija. Тел.: (8-10-371-253) 2.26.92.
Резекне (Режица/Rositten). Reseknes pils. D?rzu iel?, 37, LV-4600, Latvija. Тел.: (8-10-371-246) 3.29.29; 2.29.29.
Салдус (Фрауенбург/Frauenburg). Saldus pils. Avotu iel?, 12, LV-3801, Latvija. Тел.: (8-10-371-238) 2.24.90.
Талсы (Тальсен/Talsen). Talsu pils. Liel? iel?, 25, LV-3201, Latvija. Тел.: (8-10-371-232) 2.21.42; 2.37.61.
Tукумс (Тукум/Tuckum). Tukuma pils. Talsu iel?, 4, LV-3101, Latvija. Тел.: (8-10-371-231) 2.25.25; 2.27.09.
Цесис (Венден/Wenden). C?su pils. Palasta iel?, 11, LV-4100, Latvija. Тел.: (8-10-371-241) 2.54.71; 2.25.55.Метрические книги римско-католического костела города Тобольска (Дополнения к статье Д. Панова «Краткий обзор генеалогических материалов по Тобольской губернии»)
Во втором номере журнала опубликована интересная статья Дмитрия Панова о материалах по генеалогии Тобольской губернии. Мне бросились в глаза две неточности, которые хотел бы исправить. Читателям предлагаются также дополнения к указанной статье.
В списке метрических книг христианских вероисповеданий фигурирует термин «метрические книги Польского костела». Аналогичная терминология, видимо, употребляется и в других публикациях российских авторов, однако ее нельзя признать верной. Традиционным заблуждением является наименование всех католиков из западных губерний Российской Империи поляками. Следует обратить внимание на то, что около четверти белорусов исповедуют католицизм, а среди белорусской шляхты таковых подавляющее большинство. Нет сомнений, что среди прихожан Тобольского костела были и белорусы, и немцы, и представители других народов. В настоящее время этнические общины, и соответствующие приходы, существуют обычно среди иноязычного населения, как, например, белорусский костел Св. Бартоломея в Вильнюсе (Литовская Республика), или литовский костел Св. Казимира в Питсбурге (США). Соответствующие костелы имеют статус этнических, а не территориальных, чего, естественно, не было в Тобольске. Костелы в Российской Империи следует именовать римско-католическими. В некоторых случаях можно добавить соответствующий этнический статус, если костел его имел. Таковых, по моим сведениям, в России было два: Немецкий римско-католический костел Св. Бонифация в Санкт-Петербурге и Французский римско-католический костел Св. Людовика в Москве.
Некорректно поданы сведения о территории бывшей Тобольской губернии. Фразу о том, что Тобольская губерния «включала в себя нынешние Тюменскую (с двумя автономными округами) и Омскую области, а также часть Зауралья» нельзя признать удачной, так как собственно город Омск не входил в состав Тобольской губернии, а являлся центром Акмолинской области (в 1854–1868 Область Сибирских киргизов) и соответствующего уезда.
В Национальном Историческом архиве Беларуси (Нацыянальны Гістарычны архіў Беларусі) в фонде Могилевской римско-католической консистории (ф. 1781) хранятся метрические книги Тобольского римско-католического костела, список которых приводится ниже.
1852–1855. – Оп. 36, д. 423.
1859. – Оп. 36, д. 424.
1863. – Оп. 36, д. 425.
1864. – Оп. 36, д. 426.
1865. – Оп. 36, д. 427.
1866. – Оп. 36, д. 428.
1866. – Оп. 36, д. 1161 (исповедные ведомости).
1867. – Оп. 36, д. 429.
1868. – Оп. 36, д. 430.
1869. – Оп. 36, д. 431, 432.
1870. – Оп. 36, д. 433.
1871. – Оп. 36, д. 434.
1871–1872. – Оп. 36, д. 435.
1873. – Оп. 36, д. 436.
1874. – Оп. 36, д. 437.
1875. – Оп. 36, д. 438.
1876. – Оп. 36, д. 439.
1877. – Оп. 36, д. 440.
1878. – Оп. 36, д. 441.
1879. – Оп. 36, д. 442–444.
1880–1883. – Оп. 36, д. 445–447.
1884. – Оп. 36, д. 448–450.
1887. – Оп. 36, д. 451.
1889. – Оп. 36, д. 452.
1894. – Оп. 36, д. 453.
1909–1910. – Оп. 26, д. 1346 (книга записей о рождениях и крещениях, браках и смерти).