|
|
№49. Генеалогия для начинающих - подводные камни - 2В этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила Бирюкова, в тот момент ведущая сайта. В настоящее время рассылка не функционирует. Тема рассылки - подводные камни генеалогического поиска, часть вторая. Утраченные, отсутствующие и неправильные актовые записи. 18 декабря 1917 года был принят декрет СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния", уничтоживший старый порядок брачно-семейных отношений и ведения актовых записей. За церковью оставили культовые функции, то есть они и после продолжали регистрацию крещений, венчаний и отпеваний, но рождения, браки и смерти с тех пор намеревалось регистрировать само государство, хотя оно и не имело пока для этого соответствующих органов. В результате этого решения часть метрических записей была утеряна, часть рождений, браков и смертей была не зарегистрирована, часть актовых записей была написана задним числом и, в результате, даты, места и годы рождения в разных документах и источниках могут быть перепутаны. Пойдем по порядку. Общая закономерность такая - во всех случаях, когда фонды реально передаются из одного места хранения в другое, они могут 'застрять' где-то посередине. Так что процесс передачи нужно рассматривать подробно, это позволяет реально найти утраченные 'по пути' документы. Было решено не только изъять из церквей метрические книги и разместить их в архивах при отделах ЗАГС (которых пока не было), одновременно должны были передаваться церковное имущество и кладбища. Не слишком гладко это происходило. Например, в середине октября 1918 года в Петрограде состоялись переговоры по этому поводу с католиками. Позиция католиков по этому поводу состояла в том, что без согласия Святейшего Престола ни о какой передаче храмов речь идти не может. Внутренняя инструкция по поводу метрических книг состояла в том, чтобы форму договора игнорировать, один экземпляр метрических книг хранить вне храмов, а другой - в консистории, с 1919 года вести их на латинском языке. Есть немало случаев, когда, особенно в сельской местности, прихожане сопротивлялись изъятию церковного имущества, включая метрические книги, часть их при этом могла быть утеряна безвозвратно. Причины для сопротивления очевидны - в существовавших метрических книгах регистрировались именно культовые действия в первую очередь, нельзя было изъять, например, отдельно записи о рождении, вместе с ними изымались и записи о крещении. Кстати, многие исследователи говорят о недостоверности регистрации дат и мест рождений и смертей в метрических книгах - все-таки главный смысл при их заполнении был культовый, так что точно место, например, рождения не особо интересовало священника, его интересовало место крещения. Итак, рассматриваем процесс передачи метрических книг. Сначала предполагалось, что функция регистрации будет передана земским органам. III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 вынес решение о повсеместной ликвидации земств, но осуществлено это было не немедленно, 1 марта 1918, то есть, когда решение о ликвидации было уже принято, в нормативных документах предлагалось использовать "налаженный механизм" исполнительной власти - городскую или земскую управу, при условии признания ею власти Советов и ответственности за свою работу перед ними. В июле 1918 был созван съезд председателей губсовдепов и заведующие губернскими отделами управлений, и снова было сказано, что "первой задачей Советов в области управления является полная, скорая и беспощадная ликвидация всех без исключения органов прежнего государственного управления". Но чем дальше от Москвы, тем позже были ликвидированы земства. Чисто теоретически, вполне могли в каких-то регионах в течение какого-то промежутка между 20 декабря 1917 и 1920 рождения и смерти регистрироваться в земских органах, и метрические книги могли туда попасть. Я не знаю таких случаев, но теоретически это возможно. 16 сентября 1918 года на заседании ВЦИК был принят Кодекс об актах гражданского состояния, семье и опеке. Согласно статье 246 Кодекса сеть органов ЗАГС должна была состоять из окружных и местных отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления, а руководить ими должен был Центральный отдел ЗАГС. Все эти органы в тот момент еще не существовали. Кстати, по тому Кодексу забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. В 2-х недельный срок предполагаемый отец мог возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. В переходный период от церковной к светской форме регистрации актов гражданского состояния в некоторых местах регистрация велась при нотариальных отделах советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (смотрите соответствующие фонды), а в некоторых не велась вообще. В Москве, например, подотделы ЗАГС при административных отделах районных совдепов открылись 1 января 1919 года. Согласно циркуляру НКВД и Центрозагс N 87 от 7 февраля 1919 года для отделов ЗАГС было установлено официальное название "Местный отдел записей актов гражданского состояния: района". Как видите, раньше для них даже названия не было. Центральным органом, который должен был заниматься организацией работы всей сети ЗАГСов на территории РСФСР, был определен Центральный отдел ЗАГС при НКВД. В губерниях должны были создаваться губернские отделы ЗАГС при административных управлениях исполнительных органов губернских Советов. Они также должны были в основном заниматься организацией работы органов ЗАГС на своей территории. В уездных центрах предполагалось создание уездных отделов ЗАГС, которые должны были подчиняться исполнительным комитетам уездных Советов, а непосредственно находиться они должны были в ведении уездных отделов милиции. В волостных центрах должны были создаваться волостные отделы ЗАГС при волостных исполнительных комитетах местных Советов. В уездных и волостных отделах ЗАГС и должна была проводиться непосредственная работа по регистрации актов гражданского состояния. 14 октября 1919 года Центрозагс разослал по ведомству циркуляр о законной силе метрических свидетельств. Признавались законными все документы о рождениях, смертях и разводах, выданные религиозными или соответствующими им организациями не позднее 31 декабря 1917 года, а также метрические документы (с той же ограничительной датой выдачи) о религиозных браках, совершенных не позднее 20 декабря 1917 года. После этого циркуляра, то есть в конце 1919 года, органы ЗАГС более активно занялись концентрацией у себя метрических церковных книг, забирая к себе соответствующие книги из церквей своей территории. То есть обратите внимание: в какой ЗАГС могла попасть метрическая книга, зависело от административно-территориального деления на момент ее изъятия. Как правило, при изменении административно-территориального деления, все соответствующие фонды передаются, но часть их может (вовсе не по злому умыслу) остаться и на старом месте. В уездных и волостных отделах ЗАГС в первые годы их деятельности записи актов гражданского состояния проводились почти по тому же принципу, как и в метрических книгах. Они также почти везде осуществлялись в общих книгах, разделенных на разделы, в рукописном исполнении. По мере полного заполнения в отделах ЗАГС заводились новые книги. Такая практика существовала, в основном, до середины 20-ого года. И хотя по декретам 1917 года книги должны были вестись в двух экземплярах, на практике это, как правило, не соблюдалось. В связи с острой нехваткой бумаги была остановлена работа по составлению вторых экземпляров актовых записей и алфавитов к ним. Во всем госаппарате развернулась компания по упрощению делопроизводства, статистической отчетности и экономии бумаги. Во многих регионах циркулярными письмами указывалось, что регистрация местными отделами ЗАГС фактов рождения и смертей среди населения должна быть произведена с начала 1918 года, несмотря на то, что произошла задержка в организации этих отделов, то есть предписывалось произвести эти записи задним числом. В результате записи, включая и место рождения, делались 'со слов' и вполне могли содержать в себе данные, не соответствующие действительности. Не успели во всех волостях создать отделы ЗАГС, как из окружных губернских отделов поступил циркуляр, где всем волостным Советам предлагалось в целях экономии технических сил упразднить самостоятельность волостных отделов ЗАГС и слить их с волостными отделами управления в качестве подотделов, но имеющих свои отдельные штемпеля и печати. Ответственные должности, т.е. заведующих и секретарей, возлагались на заведующих волостными отделами управления и секретарей. Расходы по содержанию служащих и хозяйственные расходы включались в смету расходов волостных отделов управления. В 1920 году отделы (подотделы) ЗАГС были переданы в отделы управления районных совдепов. После этого регистрацию актов гражданского состояния производили в волисполкомах и уездных городах. В волисполкомы идти далеко, да и специалистов не было. По этой причине многие акты оставались не зарегистрированными, или в лучшем случае составлялись неграмотные актовые книги. Часто книги записей актов гражданского состояния велись небрежно, и большей частью акты в книгах не подписывались должностными лицами. Записи аннулировались теми же лицами, которые совершали записи актов, т.е. техническими сотрудниками без указания причины и основания аннулирования. Никаких оговорок об исправлении слов текста не делалось. Примерно в середине 1920 года вместо книг были введены специальные формы записей актов гражданского состояния. На каждый факт изменения гражданского состояния составлялся отдельный акт. Каждый акт должен был составляться в двух экземплярах, которые юридически имели одинаковую силу. Бланки актов были исполнены типографским способом в виде анкеты, которая должна была заполняться от руки и затем должным образом оформляться (подписями должностных лиц и печатью). Впрочем, задерживалась не только организация отделов ЗАГС на местах, но и обеспечение их книгами записей и бланками. Вторые экземпляры регистрационных книг за 1919-1925 из-за отсутствия денежных средств производилась уже после 1925 года. При этом постоянно менялось административное подчинение органов ЗАГС, что вносило в этот процесс еще большую путаницу, поскольку одновременно постоянно менялась форма актовых записей. В июле 1934 года органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру подразделений Наркомата внутренних дел. Отделы ЗАГС Москвы попали в непосредственное подчинение Управления НКВД по Московской области. Служба сотрудников отделов ЗАГС была ранжирована по милицейским чинам, начальники отделов получили лейтенантские погоны. И вот тогда, в работе органов ЗАГС попытались навести порядок. 27 июня 1936 года было принято Постановление ВЦИК о своевременной регистрации актов рождения и смерти. 29 августа 1937 года Приказом НКВД была утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния. Но тут началась война. Во время войны акты гражданского состояния во многих местах вообще не регистрировались. Например, в Ленинграде во время блокады мало кто ходил в органы загса оформлять смерти, потому что там были огромные очереди. Постепенно смерти перестали регистрироваться вообще. Чтобы установить число погибших ленинградцев из числа жителей до войны вычитают число эвакуированных и т.д. Получаемая цифра очень сильно отличается от сведений о числе похороненных и кремированных. И, безусловно, получить сведения по персоналиям о смерти во время блокады очень трудно. Умершие в процессе эвакуации так же во многих случаях не регистрировались. 8 сентября 1943 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об усыновлении, в котором предусматривалась возможность записи усыновленных детей в качестве родных детей. Актовые записи при этом исправлялись. Все супружеские пары, состоящие в фактических брачных отношениях, для их официального признания (узаконения) обязаны были зарегистрировать брак в органах ЗАГС. Если фактический брак не был зарегистрирован, он сохранял правовую силу только до 8 июля 1944 г. Для тех случаев, когда фактические брачные отношения не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести одного из фактических супругов в период Великой Отечественной войны, другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (ее) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов"). Поскольку этот Указ не предусмотрел сроков для обращения в суд с целью установления нахождения в фактическом браке, заявление об установлении факта состояния в фактических брачных отношениях с умершим или пропавшим без вести лицом в указанный период могут быть поданы и в настоящее время. В ряде регионов, затронутых Великой Отечественной войной, есть пробелы в актовых записях за 10, 20 и более лет, но про войну будет следующая рассылка. В 1945-1950 годах в связи с обменом паспортов в отделах ЗАГС резко увеличилось количество дел по восстановлению актовых записей и их изменению, то есть существенная часть актовых записей восстановлены, возможно, изначально они были совсем другие. Правила передачи в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг можно посмотреть на странице www.rusarchives.ru/lows/gosreg.shtml. Проблема состоит только в том, что далеко не все актовые записи передаются в архивы вовремя и часть даже метрических книг до сих пор хранится на местах, в местных органах ЗАГС - при отсутствии их в областном архиве, пошлите запрос туда. Актовые книги с мест передаются в орган ЗАГСа субъекта Российской Федерации, на территории которого данные записи актов гражданского состояния были составлены, в целях проведения сверки актовых книг, подлежащих передаче в государственный архив, с актовыми книгами, собранными из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния. (Кстати, вы не забыли, что эти вторые экземпляры составлялись задним числом? При сверке путаница только возрастает). Там тоже они могут задержаться, можно поискать их и там, но вряд ли вам оттуда будут отвечать на запросы. Итак, вопрос состоит в том, что делать, если сведения о дате и месте рождения в разных источниках не совпадают, или актовые записи утеряны? Ну, для начала надо попробовать найти актовые записи. Если они, исходя из срока хранения, должны быть в областном архиве, они, тем не менее, могли задержаться в ЗАГСе. Если менялась административная подчиненность населенного пункта, актовые записи могли попасть в архив другой области, причем, как правило, в таких случаях найти их можно только если прямо посмотреть описи - в ответ на запрос обычно просто пишут, что интересующий вас населенный пункт находится в другой области и переадресуют запрос. Ну а если они совсем не находятся? Тогда остается смириться с тем, что точной даты вы никогда не узнаете, искать косвенные сведения в ведомственных архивах и, на их основании, пытаться найти предыдущее поколение предков. То есть в вашем генеалогическом древе одно поколение будет неопределенным - родился около 1919 года, предположительно в таком-то населенном пункте. Но, зато, про его (или ее) родителей будет написано уже точно, потому что этих родителей, вместе с их местом рождения, человек 1919 года рождения наверняка где-то указывал, заполняя анкеты, например, при приеме на работу. Следующая рассылка - судьба архивных сведений во время Великой Отечественной войны.
Генеалогические услуги: исследование родословной и составление древа. |
||||
|
|||||
|
|||||
© Котельников С.Д., Бирюкова Л.В., 1998-2014
Использование материалов сайта допускается только при наличии прямой активной гиперссылки на vgd.ru |