|
|
№53. Генеалогия для начинающих - иноверцыВ этом разделе приведены материалы генеалогической рассылки, которая рассылалась нашим проектом в 2002-2003 годах. Автор рассылки - Людмила Бирюкова, в тот момент ведущая сайта. В настоящее время рассылка не функционирует. Предупреждаю заранее, пишу эту рассылку больная, с высокой температурой и потому, можно предположить, что будет она несколько сумбурна. Тема рассылки - возможные трудности генеалогического поиска в том случае, если предки были туземцами, инородцами, иноверцами или иноземцами. Россия постоянно колонизовала сама себя, захватывала территории, ассимилировала местное население (туземцев), переселяла его с место на место, заселяла пустующие территории. Титул российского императора - "Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая" - отдавал дань сложности ситуации. Расшифровывая эти "прочая", Полный императорский титул на равных перечислял завоевания разных эпох: "Царь Казанский... Великий князь Смоленский... Князь Эстляндский... Государь Рязанский... Государь Туркестанский... Наследник Норвежский". Расселяли иммигрантов - иноземцев, инородцев, а иногда и иноверцев. Начавшись сербскими поселениями в 18-м веке, инородческая колонизация южной и центральной России - прежде всего немецкая, но также греческая, болгарская, еврейская - достигла расцвета в середине 19-го века. Законодательно инородцами считался ряд не-славянских племен: 1) сибирские туземные племена; 2) самоеды; 3) калмыки Астраханской и Ставропольской губерний (но не Донской области); 4) киргизы; 5) горцы Кавказа; 6) туземцы Туркестана; 7) ордынцы Закаспийской области; 8) евреи. Татары, чуваши, вотяки, башкиры, цыгане, зыряне инородцами не считались. По Уставу "Об управлении инородцев" от 22 июля 1822 года обитающие в Сибири инородные племена разделялись на три главных разряда - оседлых, кочевых и бродячих, с наделением каждой категории особыми правами и обязанностями. Оседлые инородцы, т. е. живущие в городах и селениях, уравнивались с россиянами во всех правах и обязанностях, в которые они вступят и управлялись на основании общих узаконений и учреждений. Кочевые инородцы (т. е. занимающие определенные места, по временам года переменяемые) составляли особенное сословие в равной степени с крестьянским, но отличное от оного в образе управления. Бродячие инородцы (ловцы, переходящие с одного места на другое по рекам и урочищам, живущие в отдалении и рассеянии) пользовались теми же правами, что и кочевые, но с иным режимом наделения землями и освобождением от денежных земских по губернии повинностей. Оседлые инородцы объединялись, при достаточном числе душ, в инородные волости, а кочующие и бродячие должны были управляться с помощью общинных родовых управ, подчиняющихся инородной управе, а затем уже земской полиции и окружному суду. Инородцам запрещалось самовольно перечисляться из волости в волость. Ну то есть, если ваши предки были инородцами, сведения о них надо искать в инородческих управлениях. Но нельзя считать это сложностью. Сложность порождена тем, что инородцы были одновременно и иноверцами и могли быть вынуждены поменять веру. Государство практически всегда было на стороне православного в конфликте с католиком или лютеранином, и на стороне последних - в конфликте с мусульманином или иудеем. По российским законам мусульманин мог принять лютеранскую, римско-католическую, армяно-григорианскую и другую христианскую веру, получив на это санкцию верховной власти. Представителям неправославных христианских исповеданий была разрешена миссионерская деятельность среди мусульман Кавказа и пограничных с Россией областей. Переход христиан в ислам или иудаизм был юридически невозможен и преследовался в уголовном порядке. Религиозные соображения иногда приводили к странным извращениям в учете. Например, муллы Волго-Уральского региона с первой четверти XVIII в. юридически относились к категории государственных крестьян и при проведении переписей учитывались в числе податного населения, там, соответственно, и сведения о них надо искать. Но самое главное - что происходило при крещении. С точки зрения закона, например, иудей, принявший крещение и ставший православным, получал все права, которые имел и любой русский человек, принадлежащий к соответствующему сословию. То же касалось мусульман, католиков и прочих. Во многих случаях вслед за актом присоединения к официальной церкви следовала этническая ассимиляция крестившихся, то есть их потомки могут носить другую фамилию и писаться как русские, соответственно, и найти своих предков крайне трудно. Обязанности по привлечению к православию с 1800, после ликвидации института проповедников, учрежденного Екатериной II в 1764, формально лежали на приходских священниках. В 1829 г. в статус ордена Св. Анны было введено положение, согласно которому обращение в христианскую веру 100 человек иноверцев являлось достаточным условием для получения данной награды. Да, абсолютно некстати, но, помните, я недавно писала о потомственных почетных гражданах? По указу 1843 г. право на потомственное гражданство для мусульман распространялось на всех законных жен и прижитых от них детей, то есть тут многоженство признавалось. А вот женам военных чинов мусульманского исповедания пенсия назначалась из расчета на одно лицо, с последующим распределением ее между ними на основании гражданских законов, то есть все жены, получали одну пенсию на всех. Но вернемся к иноверцам. Если вы считаете, что ваш предок, например, пленный француз, который ассимилировался и стал крестьянином, то он, возможно, перешел в православие, поменял имя и фамилию. Межконфессиональные браки существовали, но были редкостью. То есть, ищите запись о его крещении во взрослом состоянии в промежуток до того, как он женился и после того, как его взяли в плен. Государство законодательно стимулировало переход иноверцев в православие. Крестившихся на три года освобождали от платежа всех государственных сборов. Эта норма была впервые установлена Петром I в 1720 г. и затем неоднократно подтверждалась, последний раз указом от 17 июня 1826 г. Новокрещеные и члены их семей освобождались от рекрутской повинности и платежа рекрутских денег по общественной раскладке. В самой армии основной формой поощрения являлись денежные выплаты. По указу 1836 г., кантонистам из мусульман и язычников за принятие православной веры выдавалось по 25 рублей ассигнациями. С 1851 г. армейским нижним чинам, перешедшим в христианство, полагалось по 7 руб. 15 коп. Лицам, совершившим уголовные преступления, предоставляли юридические послабления. Согласно Уложению о наказаниях 1845, в награду за принятие христианства в процессе следствия или суда "иноверец" мог рассчитывать на смягчение наказания не только в "мере", но и в "степени" и "роде" (т.е. надеяться не только на минимальное наказание, полагающееся законом за конкретное преступление, но и отнесение своего деяния к разделу менее тяжких преступлений, где применялась совершенно иная шкала наказаний). Решением Государственного совета от 6 апреля 1849 г. Сенату и другим судебным местам вменялось в обязанность ходатайствовать о смягчении наказания преступникам, пожелавшим креститься. Данная практика просуществовала в законодательстве до судебной реформы 1864 г. и была отменена в ходе ее реализации указом от 24 марта 1866. В 1837 прекратилась раздача крестившимся магометанам денежного и одежного жалованья, в 1864 были отменены денежные выплаты новокрещеным военнослужащим. Зато с 1865 крестившиеся иноверцы, пожелавшие причислиться к конкретному городскому или сельскому христианскому обществу, получали шестимесячный вид на свободное проживание и отлучек из мест жительства по своим надобностям. В 1894 этот срок был продлен до одного года. В 1898 их было велено приписывать к городским и сельским обществам не на льготных, а на общих основаниях. В первой половине столетия акцент делался на ограничение контактов православных с иноверцами. Селения в смешанных по этническому составу волостях составляли отдельные общества. Этнографические карты можно поискать, чтобы понять, как у ваших предков насчет инородчества... Цитата из интернета, сведения относятся к дореволюционному, естественно времени: "Николай Павлович Загибалов, казанский житель, составил на основании самых последних сведений несколько карт Казанской губернии - общих, для всей губернии, и частных, для 12 ее уездов. Эти карты по содержанию распадаются на 2 группы: административную и этнографическую. В этнографических картах указаны даже по волостям и селениям все пункты, населенные русскими, татарами, черемисами, вотяками, чувашами и мордвой, причем точно отмечается количество как русского населения, так и населения инородческого. Что же касается карт административных, то в них, кроме уездов, волостей и населенных пунктов, указаны, между прочим: границы уездов, волостей, станов и земских участков; дороги железные, почтовые, торговые и проселочные; реки сплавные и несплавные, озера и болота; также леса и земли, принадлежащие разным обществам и ведомствам, правительству и частным лицам". Начиная с петровских реформ армию комплектовало сословие государственных крестьян, в которое наряду с русскими входили татары, исповедовавшие ислам, чуваши, марийцы, удмурты, мордва и др. народы, придерживавшиеся языческих верований. В 1742 вышел специальный именной указ "Об обращении полковым священникам в православную веру обретающихся в полках калмык, татар, мордву, чуваш, черемис и других иноверцев". В 30-е годы XVIII в. было введено правило, что такие рекруты направлялись для прохождения службы в Прибалтику и другие максимально удаленные от родины места, т.е полностью отрывались от привычной языковой и конфессиональной среды. В армии крестившихся солдат переводили из частей с преобладанием иноверцев в другие подразделения. Обратите вниманеи, очень важдный генеалогический момент: В 1865 крестившимся иноверцам, находящимся на военной службе, разрешили заменять в формулярных и послужных списках отметку о прежнем вероисповедании обозначением сословия, к которому они принадлежали до поступления на службу, и право принимать новые фамилии, заимствованные от имен их крестных отцов. Церковные причты, совершившие обряд крещения иноверцев, должны были сообщать об этом епархиальному начальству раз в год сводной ведомостью. Обобщенные сведения о крестившихся в обязательном порядке прилагались к ежегодному отчету епархий в Синод. То есть, если ваш предок вдруг пропал, в документах за предшествующий период его нет, все его потомки носят русскую фамилию, не исключено, что он был иноверцем, был крещен, и сведения о его крещении отправились в Синод. То есть, эта рассылка прежде всего о том, какое можно сделать предположение, если сведения о вашем предке не находятся ранее какой-то даты. Впрочем, иноверчество создавало и без крещения создавало документы, полезные в генеалогическом отношении. Например, в XIX в. практика правовых ограничений по конфессиональному признаку сохранилась, была в значительной степени расширена, детализирована и юридически обоснована. Для генеалога любителя самое важное тут, что все послабления давались по особому разрешению соответствующего министра. Например, занятие нехристиан адвокатской деятельностью допускалось лишь с разрешения министра юстиции по представлению председателей судебных учреждений и советов присяжных поверенных. Имеет смысл поискать это разрешение. Все не могу, устала, замерзла. Сейчас залезу в горячую ванну и, возможно, перестану трястись. До следующих встреч.
Генеалогические услуги: исследование родословной и составление древа. |
||||
|
|||||
|
|||||
© Котельников С.Д., Бирюкова Л.В., 1998-2014
Использование материалов сайта допускается только при наличии прямой активной гиперссылки на vgd.ru |