ЗВЕЗДЫ ГЕНЕАЛОГИИ

Андрей Александрович Шумков

Я - В предыдущем интервью я создала относительно Вас интригу, теперь всем должно быть интересно, почему с Вами так хорошо работать, поэтому...
АА - А может, усилить интригу: продолжать брать интервью у других, все будут говорить, как они рады со мной работать, и интервью со мной дать уже на последнем пике терпения читателей...
Я - Нет, ни к чему затягивать. Но для поддержания интриги начнем не с генеалогии, а с детства. Где вы родились, когда?
АА - Я родился в Ленинграде в 1956 году, но в восемь месяцев меня увезли на Дон...

Поскольку жизнь Андрея Александровича являет собой некое подобие романа, перенасыщена событиями и переменами, то я изложу ее не в форме вопросов и ответов, а в стиле пуантилизма – мелкими пятнами. Иначе слишком много места она займет. Советую расслабиться – воспринять его биографию лучше в таком состоянии.

Итак, семья реставраторов – отец маляр-альфрейщик, мать – лепщица. Ребенка отправили к деду с бабкой на Дон и до восьми лет он жил там, не умея ни читать, ни писать, но был счастлив. Во второй класс пошел в Ленинграде, читать и писать научился, но счастья не потерял. Проявлял художественные способности, окончил художественную школу по классу архитектуры. Поступал в Институт им. Репина, но не прошел по конкурсу. Поступил на архитектурный факультет ЛИСИ, но там ему учиться оказалось скучно. Из ЛИСИ его отчислили за академическую непосещаемость. Уходя из института, он прихватил себе жену (ныне она его ближайший соратник). Работал художником-оформителем: красные уголки, витрины... Работал художником сцены и маляром декорационного цеха в театре им. Пушкина, потом монтировщиком сцены в других театрах Ленинграда; нюхал чем пахнет закулисье. Трудовая книжка разбухла до толщины, которая у очередного кадровика, ее разглядывающего, вызвала брезгливую реплику: “А, летун...”. Оценка его не смутила, но появились дети, и Андрей Александрович переменил судьбу, решил приобрести солидную профессию. Он стал оператором газовых печей. Сутки через трое: в свободное время (а оно и в котельной было не очень занято: вспомните, где Цой сочинял песни) можно заниматься генеалогией Рюриковичей и шить.

Будучи еще ребенком, он интересовался своими дедами и прадедами, уже студентом заинтересовался генеалогией Рюриковичей. Откуда взялось это новое занятие (шитье), я не совсем поняла, но к тому времени он в совершенстве освоил шитье брюк, и с легкостью из подручных материалов создавал джинсовую “фирму”, а также мастерил женские брюки на заказ. Рисовать ему ни капельки не хотелось, разве что генеалогические древа. Когда он работал оператором печей на неком хлебозаводе, начальство было очень недовольно его трезвым видом и разложенными на столе генеалогическими схемами. Мог бы он, конечно, погрузиться в тоску (т.е. бросить генеалогию и начать пить), но в стране начало развиваться кооперативное движение, и его пригласили в фирму под названием “Фантазия” для организации швейного цеха.

Тут у него обнаружились организаторские способности: порядка пятидесяти швей-надомниц, закройщиков, варщиков и др. безостановочно трудились, материал подвозился, товар реализовался; Андрей Александрович получал безумную по тем временам зарплату в 1000 рублей. Семья его на все лето уезжала в Крым, а он к ним каждую неделю летал в гости. А еще для души он выписывал массу газет и все толстые журналы, которые казались ему мало-мальски интересными, в том числе одну из Биробиджана, которую приходилось получать частным порядком (бандеролями от члена редакции), так как за пределы Еврейской автономной области разрешалось высылать только вариант на идиш. А никакими языками, кроме русского, Андрей Александрович ни тогда, ни сейчас не владеет.

В одной из получаемых газет он увидел объявление о генеалогическом семинаре при Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (его организовал и вел и ведет Игорь Васильевич Сахаров), и отправился туда с не пропавшим интересом к Рюриковичам. Самый молодой среди необыкновенно умных присутствующих, он ощутил себя дилетантом, что ему очень не понравилось, так что вскоре он ходить туда перестал. Кстати, генеалогией он к тому времени интересовался немало лет.

С этого момента его интерес к генеалогии стал более осмысленным. Он начал больше читать и много думать, чуть позже возобновил посещения семинаров в Публичке, сузил свой интерес (Рюриковичи вообще оказались слишком широкой темой). Познакомился с В. К. фон Беренсом из Таллина (по его словам, это был ключевой момент). В 1989 г. он окунулся и в московскую генеалогическую жизнь. Началось его общение с архивами. В мае 1990 г. он был принят в Историко-Родословное общество в Москве (стоит отметить, что уже в тот момент его потенциал был достаточным для принятия сразу в действительные члены), а в сентябре – в Русское генеалогическое общество в Ленинграде. В это время он занимался генеалогией смоленских и ярославских князей, дворян Псковской губернии и Области Войска Донского. Хотел отрастить себе бороду, чтобы выглядеть так же солидно, как другие, но у донских казаков заметна примесь башкирской и калмыцкой крови, поэтому бороды у их потомков растут не слишком окладистые, пришлось оставаться молодым. В это время он пользовался расположением президента РГО И. В. Сахарова и считает себя его учеником.

Руководить швейным цехом и одновременно достигать генеалогических высот занятие утомительное, поэтому с 1992 г. он завел себе заместителя, который дело постепенно развалил. Какое-то время Андрей Александрович помогал самостоятельно работающим швеям со сбытом и закупкой материалов, а потом прекратил. Он решил полностью отдаться генеалогии. Активная работа в РГО, сотрудничество с дворянскими организациями, первые публикации. В 1993 г. вышел первый том фундаментальных “Дворянских родов Российской Империи” и среди авторов-составителей (руководитель П. Х. Гребельский) уже значится А. А.
Шумков. Появились заказы на генеалогические исследования.

Он и сейчас является практикующим генеалогом (что несколько удивительно при разбросе его интересов и активной общественной работе и издательской деятельности), и как о нем говорят, за деньги заказчиков он сообщает им то, чего им знать не хочется. Так что если вам вздумается приукрасить свою родословную, обращаться к нему не советую, получить через него можно только реальную информацию.

Первой его крупной работой, но неизданной, стало исследование в 1994–1995 годах более чем тридцати дворянских родов, объединенных фамилией Новицкие. Один преуспевающий бизнесмен захотел, чтобы была написана и издана книга обо всех дворянах Новицких; книга была написана, доведена до стадии оригинал-макета, но тут произошла какая-то неприятность с двумя кораблями апельсинов и заказчику было уже не до издания. Жаль, конечно, но зато Андрей Александрович при этом узнал, как готовятся книги.

В конце 1996 г. из одного питерского издательства решили уйти три человека, которые уговорили и Шумкова примкнуть к ним для создания нового издательского предприятия. Генеалогия предполагалась в нем изюминкой. Впоследствии все разбежались, издательство перерегистрировано, и является ныне сугубо генеалогическим. Андрей Александрович утверждает, что это первое и единственное на сегодня генеалогическое издательство на постсоветском пространстве. Он владеет 90 % “Издательства ВИРД”, является его директором и главным редактором. За четыре года издательство выпустило около 70 книг по
историко-генеалогической тематике.

На моем столе лежат книги, изданные ВИРДом, и первый номер журнала “Генеалогический вестник”, c которым наш сайт планирует сотрудничать. Выпускаемые работы многое о владельце издательства говорят. (Простите, уважаемые авторы, сейчас я приведу только названия, но ваше авторство я всемерно уважаю и с удовольствием укажу на сайте). Например, серия “Свод поколенных росписей”: “Граве”, “Елисеевы”, “Лавриновские”, “Фенины”, “Себряковы”, “Грамматины”... Или “фирменное” издание “Дворянский календарь”, и тоже для России впервые. Или серия “Российский некрополь”, придуманная самим Шумковым и им лично редактируемая.

Еще и потому я не излагала историю жизни Андрея Александровича Шумкова в виде интервью, что реагировала я на нее несколько неадекватно, мои реплики состояли из “Ах ты”, “Ух ты”, “Ишь ты”, “Здорово” и из уточнения дат. А Сергей Дмитриевич Котельников не облегчал мне задачи, вспоминал собственные истории и примеры. Любопытная официантка сначала хотела спровоцировать нас на дополнительный заказ, а потом заинтересовалась темой разговора, уселась поблизости, откровенно слушала и строила Андрею Александровичу глазки (он этого, впрочем, не замечал). Поэтому поступим так: отдельным абзацем изложим все его титулы, должности и звания, а потом списком – печатные труды. Кстати, из списка легко заметить, что Шумков легко сочетает асоциальные взгляды с коллективным творчеством.

Итак:
Шумков Андрей Александрович
1. 23.01.56, Ленинград.

2. Художник-оформитель, оператор газовых котельных, генеалог, редактор. Директор и главный редактор “Издательства ВИРД”.
3. Средняя Художественная школа им. Б. В. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Л., 74).
5.  История и генеалогия российского (в том числе псковского и донского) дворянства. Методология генеалогических исследований. Распространение генеалогических знаний и материалов. Издание и распространение генеалогической литературы. Популяризация генеалогии.
6. Действ. член ИРО в Москве (с 91 по 98), член РГО (91), член Санкт-Петербургского научного общества историков и архивистов (95).
7. Публикации: (Условные обозначения: ДК – Дворянский календарь: Справочная родословная книга российского дворянства; ДРРИ – Дворянские роды Российской Империи; ИРГО – Известия Русского генеалогического общества; ОИ – Отечественная генеалогия. Энциклопедия)


9. 197198, СПб., а/я 291. Тел.: (812) 235.41.24.
Страница в интернете -  http://shumkov.ru

 Ведущая сайта «Всероссийское генеалогическое древо»
 Людмила
 18.01.2001

Rambler's Top100
TopList