На первую страницу

Методика. Источники. Междисциплинарные связи

С. Поверский. Генеалогия и Интернет
Д. Панов. Обзор генеалогических источников Государственного архива Республики Крым в Симферополе
О. Наумов. Из опыта преподавания генеалогии в Московском педагогическом университете
В. Иофе. Документация репрессий
 
 
С. Поверский

Генеалогия и Интернет

(продолжение, начало в №№1 и 2.)

Обзор Web-страниц и баз данных, посвященных генеалогии

Часть II

Продолжаем обзор интернетовых страниц, посвященных генеалогии. Начнем же мы обзор с рассмотрения трех очень важных страниц, представляющих, на мой взгляд, особый интерес.
Kindred Konnections имеет URL http://www.kindredkonnections.com/
К сожалению, авторы предлагают пользоваться этим сайтом на основе подписки, которая стоит $15 в месяц или $100 в год. Но и того материала, который открыт для свободного посещения, достаточно, чтобы изрядно потрудиться над этой страничкой. Чтобы воспользоваться бесплатными услугами сайта, прежде всего кликните на «Site map» (меню странички) в верхнем правом углу. В открывшемся окне слева в разделе Free Guest Services откроются линки, дающие вам возможность провести поиск в нескольких базах данных с миллионами имен. Таблица для проведения поиска представляет расширенный вариант запроса, где при желании можно ввести данные родителей и супругов, однако можно ограничиться просто введением фамилии и годов начала и окончания поиска. Мне, к примеру, пришла на ум фамилия Чайковский, т. к. в минуту, когда писались эти строки, по радио передавали отрывок из «Лебединого озера». Я ввел фамилию в латинской транскрипции «Chaikovsky» и в окошко дат поставил все XIX столетие (1801–1899). Запрос не дал результатов. Попробуем сейчас «полонизировать» фамилию композитора. Оставляя те же года, вводим «Chaikowski». Теперь получаем результат: 4 файла, содержащие искомую фамилию и картинку замочка справа, говорящую, что, не заплатив, вы эти файлы не откроете. Воздерживаюсь от оплаты, поскольку знаю о великом композиторе довольно много, а его однофамильцы на данном этапе меня мало интересуют. Вам же это будет служить примером, как пользоваться базой данных сайта и как важно правильно подбирать транскрипцию. Кстати, если вам все же удастся найти в базе Kindred Konnections нужное вам имя, не пожалейте заплатить пять долларов (столько стоит единовременный десятидневный пропуск на сайт) и открыть файлы. В них очень подробные генеалогические древа, зачастую – с адресами ныне здравствующих и усопших.
Кроме того, на сайте в разделе Free Guest Services есть международные белые страницы. Прошу обратить внимание, что выход на Россию и Украину – через Белорусский линк. Есть также бесплатное программное обеспечение, позволяющее строить генеалогические древа.
Теперь перейдем к рассмотрению генеалогического сайта LDS (полное название – The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints). LDS, более известная как Мормонская церковь, ставит своей задачей воссоздание истории семей, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Мормоны делают это, считая, что семья не теряет родственные связи с усопшим членом семьи даже после его захоронения. Желающие могут подробно ознакомиться с доктринами и принципами LDS на сайте http://www.lds.org/ basicbeliefs/0,5030,2,FF.html
Для нас же, людей, увлеченных генеалогией, больший интерес будет представлять принадлежащая Мормонской церкви страница под названием «Family Search» (поиск семьи), находящаяся на URL <http://www. familysearch.org/eng/default.asp>
Используя меню, открывшееся на этой страничке, вы сможете провести фамильный поиск, найти другие WEB cайты, посвященные генеалогии, найти электронные адреса людей с аналогичными интересами и многое другое. Однако самая важная ссылка имеет название «Search the Family History Library Catalog for records and resources.» и находится в правой колонке главного меню. Вызвав эту ссылку, мы открываем каталог Библиотеки семейной истории (History Library Catalog), находящейся в центре Мормонского движения американском городе Солт Лейк Сити (Salt Lake City).
В открывшемся с правой стороны меню практическое значение для нас будут иметь три первых линка из пяти предложенных Place Search (поиск места). Производится поиск по географическому названию. Вызвав линк, введите в клетки поиска название населенного пункта и название страны, на территории которой этот пункт находится. Вводите, используя латинский алфавит, например, Gomel Belarus. Поисковая машина принимает разные варианты транскрипции, но при этом нужно все же стараться как можно точнее передать звучание названий. В считанные минуты вы получите результат, отражающий всю информацию по заданному месту, имеющуюся в Библиотеке семейной истории. Это могут быть церковные или судовые записи, историческая литература, географические карты, списки воинской повинности и т. д.
Поясняю на примере, скажем, города Пскова. Вводим в окошко поиска название города латинскими буквами «Pskov» и ниже «Russia» и нажимаем кнопку «Search». Поисковая машина выдает нам три результата. Продолжаем работать с первым результатом, кликаем и получаем расширенный ответ, содержащий на этот раз пять вариантов. И на этот раз останавливаем свой выбор на первом. Упорно продолжаем идти вперед и кликаем на открывшийся линк. И вот, наконец, долгожданный ответ, говорящий, что искомые документы хранятся в Великолукском филиале государственного архива Псковской области, фонд 39, опись 22, и изначально принадлежали Псковской духовной консистории.
Можно пойти ещё дальше и еще одним нажатием на кнопку мышки получить номер клише или микрофильма, являющегося копией оригинального документа. Заказав эту копию по телефону, можно уже через 2–3 недели поработать с интересующим материалом в одном из близлежащих семейных центров Мормонской церкви. Эти центры открыты в большинстве стран мира и имеют своей первоначальной задачей изучение истории семьи. Они хорошо оснащены различным компьютерным, копировальным и специальным оборудованием для работы с клише и микрофильмами. Вход и пользование оборудованием не стоит никаких денег (за исключением печатания копий), да и сотрудники весьма сведущи и любезны. К сожалению, ни в России, ни в странах ближнего зарубежья таких центров пока не существует. А жаль. Ведь мормонам удалось снять копии с десятков тысяч бесценных документов, относящихся к самым различным периодам истории России от середины восемнадцатого века до послевоенных дней. Но и то, что с помощью интернетовой страницы LDS мы можем довольно быстро найти точное название, местонахождение и номер файла интересующего нас документа и целого ряда первоисточников на эту же тему, не прибегая при этом к многотомным архивным путеводителям-справочникам, имеет огромное практическое значение и для российских генеалогов.
Следующие два раздела поиска не требуют специального рассмотрения, т. к., за исключением исходных параметров, имеют аналогичную систему последовательных линков, раскрывая которые, мы в итоге получим местонахождение и номер файла и описи.
Surname Search (пофамильный поиск). Производится поиск фамилии, если искомая фамилия упоминается в письменных документах, хранящихся в библиотеке.
Author Search (поиск автора). Поисковая машина выдаст вам перечень работ, автором или соавтором которых был человек с введенной фамилией.
ShtSeekeretl Home Page – наиболее известный и быстродействующий сайт, призванный оказывать помощь в географическом поиске и относящийся к JewishGen Home Page – WEB странице, посвященной, главным образом, еврейской генеалогии. Местонахождение страницы – http://www.jewishgen. org/ShtetlSeeker/loctown.htm
Поиск по сайту довольно прост: в окошко «town» вводим искомое географическое название, например, тот же Pskov (Псков). Идем ниже по странице и, открывая следующее окошко, выбираем из списка европейских стран Россию, на территории которой Псков находится. В следующем окошке выбираем километры (есть также мили) для определения расстояния до города – столицы, в данном случае Москвы. И последнее окошко, необходимое к заполнению, ставит вас в зависимость от того, насколько точно вы можете воспроизвести звучание интересующего вас населенного пункта в латинской транскрипции. Если вы уверены в правильности написания – кликнете на Precise Spelling, если нет, – то лучше дайте потрудиться за вас подбирающей звучание системе Soundex. Soundex выдаст до нескольких десятков географических названий, близких по звучанию и ограниченных территорией одной страны. Далее нажимайте кнопку поиска. Выберите место с наиболее близким названием, если вы использовали Soundex или получите его сразу при использовании Precise Spelling. В обоих случаях вашему вниманию откроется таблица, где в графе «Coordinates» вы найдете порядковый номер искомого географического места, а в последней графе «Distance/Direction from reference point» – направление и расстояние до Москвы. И, наконец, последний шаг: кликаете на номер и получаете полностью управляемую мышкой схематическую карту района, где собственно и расположен город Псков. Понятно, для поисков города Пскова совсем не обязательно прибегать к помощи Интернета, особенно людям, живущим в России. Как я уже сказал, это был только пример. Однако, представьте, сколько маленьких населенных пунктов в европейских странах может быть найдено с легкостью, равной нескольким нажатиям на левую кнопку мышки, благодаря этому замечательному сайту!
Следующую, третью и заключительную, часть обзора интернетовых сайтов мы посвятим разбору специфических страниц, посвященных конкретным областям генеалогии, таким как, например, геральдика или некрополистика.
До встречи!

Д. Панов

Обзор генеалогических источников Государственного архива Республики Крым в Симферополе

Часть I

Государственный архив Республики Крым в городе Симферополе (ранее Крымский областной государственный архив), хранит материалы с XVIII в. и является одним из примечательных архивных учреждений Украины. Он был создан по постановлению Наркомпроса Крымской Советской Республики весной 1919 г. под названием «Крымский центральный архив» и начал комплектоваться документальными материалами учреждений Таврической губернии: губернского правления, канцелярии губернатора, губернских присутствий, дворянского депутатского собрания, казенной палаты, духовной консистории и т.д., которые были собраны в здании архива Таврических присутственных мест (ныне архив находится по адресу: г. Симферополь, ул. Кечкеметская, 3). С лета 1919 г. до поздней осени 1920 г. архив не функционировал. После окончательного установления советской власти в Крыму он был восстановлен, и его первым заведующим стал академик Б.Д. Греков. Весной 1941 г. Крымский центральный архив был объединен с другими крымскими республиканскими архивами в Центральный государственный архив Крымской АССР (с 1945 по 1992 г. – Крымский областной государственный архив).
В настоящее время документальные материалы дореволюционного периода хранятся также в Севастопольском государственном архиве (Севастопольский городской магистрат, канцелярия Севастопольского градоначальника, Севастопольская городская управа и пр.). Некоторое количество метрических книг до сих пор находится на хранении в архивах районных отделов ЗАГС, а также в Евпаторийском, Керченском и Ялтинском городских государственных архивах.
Сложная историческая судьба Крыма, пережившего несколько опустошительных войн, несомненно, отразилась на сохранности документов его архивов. При восстановлении родословных следует учитывать также распыленность основных генеалогических источников – главным образом метрических книг, и внимательнее относиться к работе с источниками, когда речь идет о национальной генеалогии в Крыму, где, работая с метрическими книгами, можно встретить почти все существующие религиозные конфессии. Это последнее обстоятельство особенно важно для интересующихся генеалогической теорией.
Настоящий обзор предназначен для ознакомления широких кругов исследователей с содержанием генеалогических материалов, находящихся на хранении в Государственном архиве Республики Крым, и ставит своей задачей облегчить их использование. При подготовке обзора, помимо собственно архивных описей, были использованы также архивные путеводители: Крымский областной государственный архив (Симферополь, 1961) и Государственный архив Крымской области (Киев, 1989).
В обзоре представлены характеристики не только фондов (номер, название, крайние даты, количество единиц хранения, номера описей), но и некоторых дел.
Обзор состоит из двух частей. Первая часть, публикуемая ниже, содержит перечень, хранящихся в архиве метрических книг православного, армяно-григорианского, римско-католического, евангелически-лютеранского, мусульманского и иудейского вероисповеданий, а также генеалогических материалов религиозных учреждений и организаций. Вторая часть будет посвящена материалам ревизий, переписям населения, и другим дополнительным источникам по генеалогии Крыма.

Коллекция метрических книг Таврической губернии

(фонд 142)
I. Метрические книги православных церквей и соборов Евпатории и Евпаторийского уезда:
– Николаевского собора г. Евпатории за 1872, 1876, 1878–1891, 1893–1909, 1911–1912 гг.;
– Ильинской церкви с. Саки за 1876, 1878–1880, 1882–1883, 1887–1890, 1892–1906, 1909–1911 гг.
Керчи и Керченского уезда:
– Александро-Невской церкви г. Керчи за 1872–1881, 1883–1896, 1898–1902, 1904–1906, 1908–1912 гг.;
– Афанасьевской кладбищенской церкви г. Керчи за 1874, 1880, 1883–1884 гг. (о смерти);
– Иоанно-Предтеченской церкви г. Керчи за 1872–1902, 1904–1906, 1908–1912 гг.;
– Свято-Троицкой церкви г. Керчи, 1869–1870, 1872–1876, 1878–1906, 1908–1912 гг.;
– Успенского собора г. Керчи за 1873–1875, 1878–1881, 1883–1896, 1898–1912 гг.
Севастополя:
– Адмиралтейского собора за 1862 г.;
– Петропавловской церкви за 1869, 1871–1872, 1875 гг.
Симферополя и Симферопольского уезда:
– Александро-Невской церкви г. Симферополя за 1872–1873, 1876, 1878–1896, 1908–1912 гг.;
– Петропавловской церкви с. Мангуш за 1872, 1879–1880, 1883–1888, 1891–1904, 1906–1912 гг.;
– Пантелеймоновской церкви с. Балточокран за 1872, 1878–1888, 1891–1912 гг.
Феодосийского уезда:
– Марфовской церкви с. Марфовка за 1875, 1877–1878, 1881, 1883–1896, 1898–1912 гг.;
– Рождества-Богородицкой церкви с. Петровское за 1873–1878, 1881, 1883–1896, 1898–1912 гг.;
Ялтинского уезда:
– Николаевской церкви г. Балаклавы за 1872, 1875 1879–1881, 1883–1884 гг.
II. Метрические книги молитвенных домов
Днепровского уезда:
– Преображенского молитвенного дома с. Преображенка за 1879–1885 гг.;
– Троицкого молитвенного дома с. Николаевка за 1882 г.
 Перекопского уезда:
– Петропавловского молитвенного дома с. Таганаш за 1893–1897, 1899–1912 гг.
Феодосийского уезда:
– Андреевского молитвенного дома с. Андреевка за 1882–1889, 1891–1897, 1899–1904, 1906–1908, 1910 гг.;
– Архангело-Михайловского молитвенного дома с. Владиславовка за 1873, 1879–1906, 1908–1912 гг.
 III. Метрические книги римско-католических церквей (костелов)
– римско-католической церкви в Симферополе (о крещении) за 1886–1891, 1909–1920 гг.;
– Успенской римско-католической церкви в Феодосии (книги о рождении, браке, смерти) за 1827–1859 гг.
IV. Иудейские метрические книги синагог
– г. Бахчисарая (книги о рождении, браке, смерти) за 1889–1900, 1910 гг.;
– г. Евпатории (книги о рождении, браке, разводе, смерти) за 1863–1881, 1885–1893, 1896–1910 гг.;
– г. Карасубазара (книги о рождении, браке, смерти) за 1878–1897 гг.;
– г. Керчи (книги о рождении, браке, смерти, разводе) за 1862 г.;
– г. Симферополя (книги о рождении, браке, разводе, смерти) за 1863–1876, 1878–1880, 1882–1887, 1899–1900, 1902–1910 гг.;
– г. Феодосии (книги о рождении, браке, разводе, смерти) за 1865, 1869–1872, 1878–1909 гг.;
– г. Ялты (книги о рождении, браке, разводе, смерти) за 1854, 1881–1912 гг.
Фонды учреждений и церквей православного вероисповедания (русские, греки)
I. Таврическая духовная консистория (ф. 118, 6670 ед. хр., 1860–1920 гг.)
Оп. 1 (том 2), 1891–1903 гг. Дела об отклонении из православия в сектантство (молоканство, баптизм), католицизм и пр.: ед. хр. 2121–3183. Метрические книги: ед. хр. 6571–6575.
Оп. 1 (том 4), 1792–1916 гг. Ведомости о церквах и формуляры служителей церквей: Севастополя, Ялтинского уезда, Керчь-Еникале, Ананьева Херсонской губернии, Днепровского уезда (1850, 1854, 1855, 1861–1863 гг.); Мелитопольского уезда, Перекопского округа, Керчь-Еникале, Феодосии и округа, Севастопольского округа, Бердянского уезда, Орехова (1861 г.); Симферополя, Перекопа, Феодосии, Днепровского уезда, Бердянского уезда, Бахчисараского уезда, Старого Крыма (1862–1891 гг.). Клировые ведомости за 1893–1914 гг. Дела о службе церковнослужителей Таврической епархии, 1817 г. Формулярные ведомости о
священноцерковнослужителях, 1795, 1807 гг. Дела с метрическими свидетельствами и выписками; о расторжении брака. Ведомости монашествующим и послушников, 1792–1806 гг. (ед. хр. 5385). Свидетельства о рождении отдельным лицам (ед. хр. 6565, 6567.). Свидетельства об умерших за 1883 г. Свидетельства о рождении, об окончании учебных заведений (ед. хр. 6568). Свидетельства об увольнении от духовного звания за 1855–1892 гг. (ед. хр. 6570).
Метрические книги для записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших Сакского Ильинского молитвенного дома за 1865–1867 гг. (ед. хр. 6571).
Метрические книги для записи умерших в Симферопольском военном госпитале за 1856–1868 гг. (ед. хр. 6572).
Метрические книги для записи родившихся и умерших в г. Керчи и деревнях Катерчи и Булганак (ед. хр. 6573).
Метрические книги для записи родившихся и умерших в Катергез, Булгалак и Тавр Георгиевк за 1871 г. (ед. хр. 6574).
Метрические выписки о рождении за 1890-е гг.
Дела о расторжении брака (ед. хр. 6580–6630).
II. Феодосийская духовная консистория (ф. 343, 129 ед. хр., 1787–1800 гг.)
Оп. 1, 1787–1800, 1799 гг., 128 ед. хр. Дела о выдаче свидетельств, о расторжении браков. Исповедные росписи о бывших и не бывших у исповеди и причастия в великую четыредесятницу 1795 года прихожанах греческих церквей городов Севастополя, Керчи, Бахчисарая и др. (ед. хр. 51), тоже 1796 года прихожанах (греческих) церквей городов Симферополя, Феодосии и др. (ед. хр. 57).
Оп. 2 1799, 1 ед. хр.: Реестр исповедных росписей Екатеринодарского округа сел и по духовной консистории, 1799 г. (ед. хр. 1).
III. Перекопское духовное правление (ф. 134, 103 ед. хр., 1799–1832 гг.)
Оп. 1. 1799–1832 гг., 103 ед. хр. О доставлении в Перекопское духовное правление сведений о бывших и не бывших у исповеди за прошлый 1800 год (с указанием званий этих людей), 1801 г. (ед. хр. 9). Об иноверцах, крестившихся и присоединившихся к православной христианской вере, 1827–1828 гг. (ед. хр. 96). Об утвержденных метрических книгах родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1831 г. (ед. хр. 100).
IV. Симферопольское духовное правление (ф. 135, 46 ед. хр., 1799–1857 гг.)
Оп. 1. 1793–1835 гг., 43 ед. хр. О присоединении к христианству евреев. Об учете монахов. Метрические книги для записи браков и родившихся за 1818 г. (ед. хр. 9). О крещении и присоединении иноверцев (ед. хр. 11).
V. Благочинный церквей Евпаторийского округа (ф. 765, 281 ед. хр., 1850–1920 гг.). Клировые ведомости.
VI. Фонды православных церквей и соборов. Церковные летописи (ЦЛ), клировые ведомости (КВ), метрические книги (МК)
Евпатория и уезд:
– Николаевский собор (ф. 296, оп. 1, 128 ед. хр., 1805–1920 гг.). МК, КВ;
– Бий-Орлюкская церковь, с. Бий-Орлюк (ф. 752, оп. 1, 51 ед. хр., 1866–1920 гг.). ЦЛ, КВ.
Перекоп:
– Николаевский собор (ф. 277, оп. 1, 7 ед. хр., 1810–1847, 1866–1877 гг.). МК, КВ.
Севастополь:
– Адмиралтейский собор и Владимирская церковь (ф. 291, оп. 1, 76 ед. хр., 1815–1894 гг.). МК, ЦЛ, КВ.
Симферополь и уезд:
– Александро-Невский кафедральный собор (ф. 312, оп. 1, 13 ед. хр., 1829–1860, 1866–1871 гг.). МК, КВ;

– Петро-Павловская церковь (ф. 309, оп. 1, 40 ед. хр., 1816–1885 гг.). ЦЛ, КВ;
– Преображенская церковь (ф. 310, оп. 1, 82 ед. хр., 1825–1917 гг.). ЦЛ, КВ4
– Николаевский собор, г. Бахчисарай (ф. 301, оп. 1, 169 ед. хр., 1795–1910 гг.). МК, ЦЛ, КВ;
– Успенская церковь, г. Бахчисарай (ф. 692, 4 ед. хр., 1795–1800 гг.). ЦЛ, КВ;
– Иоанно-Предтеческая церковь с. Биясалы (ф. 512, оп. 1, 7 ед. хр., 1848–1899 гг.). ЦЛ, КВ.
Феодосия и уезд:
– Александро-Невский собор (ф. 281, оп. 1, 13 ед. хр., 1807–1877 гг.). МК, КВ;
– Троицкий собор, г. Керчь (ф. 289, оп. 1, 31 ед. хр., 1822–1911 гг.). МК, КВ;
– церковь Тенгинского укрепления, г. Керчь (ф. 261, оп. 1, 2 ед. хр., 1840–1851 гг.). ЦЛ, КВ.
Ялта и уезд:
– Александро-Невский собор (ф. 655, оп. 1, 11 ед. хр., 1904–1918 гг.). МК;
– Иоанно-Златоустовская церковь (ф. 300, оп. 1, 86 ед. хр., 1842–1920 гг.). ЦЛ, КВ;
– Успенская церковь с. Алупка (ф. 412, оп. 1, 60 ед. хр., 1809–1910 гг.). ЦЛ, КВ;
– Федора-Стратилатовская церковь г. Алушта (ф. 297, оп. 1, 91 ед. хр., 1850–1860, 1873–1920 гг.). ЦЛ, КВ;
– Успенская церковь поселка Гурзуф (ф. 643, оп. 1, 45 ед. хр., 1891–1920 гг.). ЦЛ, КВ;
– Вознесенская церковь поселка Кореиз (ф. 651, оп. 1, 16 ед. хр., 1832–1920 гг.). КВ;
– Вознесенская церковь, имение «Ливадия» (ф. 654, оп. 1, 5 ед. хр., 1912, 1919–1922 гг.). ЦЛ, КВ;
– Иоанно-Предтеченская церковь, имение «Массандра» (ф. 645, 23 ед. хр., 1835–1920 гг.). ЦЛ, КВ;
– Преображенская церковь Никитского ботанического сада (ф. 650, оп. 1, 7 ед. хр., 1917–1920 гг.). КВ;
– Воскресенская церковь, имение «Форос» (ф. 646, оп. 1, 62 ед. хр., 1892–1920 гг.). КВ.
Фонды старообрядческих молитвенных домов
I. Ильинский молитвенный дом, с. Саки Евпаторийского уезда (ф. 837, оп. 1, 1868, 1870–1878 гг.). Метрические книги о рождении, браке, смерти.
II. Рождественско-Богородичный молитвенный дом, с. Петровское Феодосийского уезда (ф. 285, оп. 1, 1845–1878 гг.). Метрические книги о рождении, браке, смерти.
Фонды армяно-григорианских церквей
I. Армяно-Базарская Георгиевская церковь, Армянский Базар Перекопского уезда (ф. 268, оп. 1, 1841–1846, 1853–1874 гг.). Метрические книги о рождении, браке, смерти.
II. Карасубазарская церковь (ф. 269, оп. 1, 1790, 1802, 1827, 1835, 1859 гг.). Метрические книги о рождении, браке, смерти.
Фонды евангелическо-лютеранских церквей
I. Менгерменская лютеранская церковь, дер. Менгермен Феодосийского уезда (ф. 461, оп. 1, 1909–1920 гг.). Метрические книги о рождении.
II. Цюрихстальская лютеранская церковь, с. Цюрихсталь Феодосийского уезда (ф. 271, оп. 1, 1812–1838, 1888–1911 гг.). Метрические книги о рождении, браке, смерти: filmed FHL.
Фонды учреждений магометанского вероисповедания
I. Таврическое магометанское духовное правление (ф. 315, 1542 ед. хр., 1807–1915, 1917 гг.)
Оп. 1. 1807–1915 гг. Дела о выдаче метрических свидетельств, о завещаниях в пользу вакуфа. Ведомости вакуфным капиталам, о вакуфной земле. Дела о духовных завещаниях. Черновые метрики, 1857 г. (ед. хр. 1038). Метрические выписки и свидетельства о рождении, 1913–1915 гг. (ед. хр. 1480). Алфавиты деревень, б/д (ед. хр. 1483). Список татар с семействами Перекопского уезда, б/д (ед. хр. 1484). Список лицам, утвержденным в духовном звании, б/д (ед. хр. 1485). Список служащего духовенства по Феодосийскому уезду, б/д (ед. хр. 1486), по Феодосийскому уезду, б/д (ед. хр. 1487). Список мечетей по деревням, б/д (ед. хр. 1488).
Оп. 3. 1907–1914 гг. Формулярные списки о службе и личном достоинстве татар, состоящих при полковнике Крымско-татарского эскадрона Нуфлезада Муфтизаде и сотнике Уздемиунова; списки штаб и обер офицерам Татарского полка, 1807–1913 гг. (ед. хр. 1). Окладные листы на вакуфы мечети. Метрические выписи на родившихся магометан, 1884–1902 гг. (ед. хр. 2).
II. Фонды мечетей
Метрические книги о рождении, браке, смерти:
– мечеть Бахчисарая (ф. 321, оп. 1, 1833–1872 гг.);
– мечети Евпатории и Евпаторийского уезда: деревни Кириз, Карлав, Аджи-Джемалдин мане, Кутур и др. (ф. 316, оп. 1, 1858–1864, 1869 гг.);
– мечеть Карасубазара (ф. 323, оп. 1, 1833–1862 гг.);
– мечети Перекопского уезда: деревни: Каят, Камеджи и др. (ф. 318, 1835, 1838, 1842–1843, 1846, 1851–1862 гг.);
– мечети Симферополя (ф. 317, оп. 1, 1848–1851, 1855, 1859–1862 гг.);
– мечети Айтуганской волости Симферопольского уезда: деревни Ак-Кая, Ортакесек Орталан, Бахче-Эли и др. (ф. 372, оп. 1, 1833–1862 гг.);
– мечети Дуванкойской волости Симферопольского уезда: деревни Албат, Сюйру-Талш, Аджи-булат и др. (ф. 324, оп. 1, 1833–1862 гг.);
– мечети Зуйской волости Симферопольского уезда: деревни Мамут-Султан, Орта Баксан, Кучук Енишей, Кайнавут и др. (ф. 371, оп. 1, 1845, 1848, 1854–1857, 1859–1860, 1862, 1876 гг.);
– мечети Мангушской волости Симферопольского уезда: деревни: Чукурча, Эски-Орда, Мангуш, Биаль и др. (ф. 370, оп. 1, 1832–1862, 1869, 1871 гг.);
– мечеть Салгир-Кият, дер. Салгир-Кият Симферопольского уезда (ф. 473, 1850 г.). Книги только о рождении;
– мечети Феодосийского уезда: деревни Козы, Коктебель, Бахчи-Эли, Бурундук и др. (ф. 319, оп. 1, 1833–1853, 1855–1862, 1865–1872, 1897 гг.);
– Алуштинская мечеть (ф. 669, оп. 1, 1833–1847, 1849, 1854–1855, 1920 гг.);
– мечети Алуштинской волости Ялтинского уезда: деревни Таук, Партенит, Кучук-Ламбат, Биюк-Ламбат, Лимены, Никита, Ай-Василь, Гаспра, Шума (ф. 299, 1833–1865, 1867–1872);
– Аутская мечеть, деревня Аутка Ялтинского уезда (ф. 670, оп. 1, 1833–1835, 1837–1838, 1841–1842, 1846–1855, 1857–1860, 1863–1867 гг.);
– мечети Байдаровской волости Ялтинского уезда: деревни Бага, Уруста, Озенджи, Байдар, Мушатка и др. (ф. 320, оп. 1, 1835, 1840–1854, 1857–1863 гг.);
– Карбакликская мечеть, Ялтинского уезда (ф. 684, оп. 1, 1882–1923 гг.);
– мечети Озенбаликской волости Ялтинского уезда: деревни Ковуш, Ули-Сала, Татар Осман, Аджи Кой (ф. 293, оп. 1, 1833–1861 гг.).
Фонды учреждений иудейского вероисповедания (евреи и караимы)
I. Духовное правление Алуштинского еврейского молитвенного дома (ф. 662, оп. 1, 3 ед. хр., 1910–1923 гг.).
Оп. 1. Протоколы собраний прихожан Алуштинского еврейского молитвенного дома, 1910–1918 гг. (ед. хр. 1). Список членов еврейского ремесленного общества, подписавших договор на аренду молитвенного дом, доверенности граждан на право голосования при избрании духовного правления и религиозной комиссии, 1923 г. (ед. хр. 2). Книга записи умерших, б/д (ед. хр. 3).
II. Фонды еврейских синагог
Книги для записи актов о рождении, браке, разводе и смерти:
– Евпаторийская синагога (ф. 262, оп. 1, 12 ед. хр., 1855–1864 гг.);
– Карасубазарская синагога (ф. 265, оп. 1, 72 ед. хр., 1841–1863 гг.);
– Керченская синагога (ф. 264, оп. 1, 18 ед. хр., 1857–1862 гг.);
– Перекопская синагога (ф. 488, оп. 1, 8 ед. хр., 1860–1875 гг.);
– Симферопольская синагога (ф. 259, оп. 1, 66 ед. хр., 1853–1863 гг.);
– Феодосийская синагога (ф. 263, оп. 1, 36 ед. хр., 1854–1862 гг.).
III. Таврическое и Одесское караимское духовное правление  (ф. 241, 2050 ед. хр., 1806–1916 гг.)
Документы судебных домов за 1806–1836 гг. Циркуляры и постановления правления по разным вопросам, переписка с подведомственными общинами, о принятии евреев в каримство, переписка с караимами, проживающими за пределами Российской Империи, метрические книги караимских обществ о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Материалы караимских обществ Крыма: Армяно-Перекопского, Бахчисарайского, Чуфут-Калейского, Карасубазарского, Керченского, Севастопольского, Симфропольского, Феодосийского, Ялтинского, и за его пределами: Бердянского, Елисаветрадского, Кишиневского, Николаевского, Никопольского, Одесского, Московского, Петербургского, Полтавского, Харьковского, Херсонского, Трокского (Тракайского), Паневежского, Галицкого, Луцкого, Константинопольского, Сирийского, Иерусалимского.
Оп. 1 (1933 ед. хр., 1804–1916 гг.):
– заявления о выдаче метрических справок, сведений о рождении, смерти и бракосочетании, 1846–1913, сформировано из россыпи (ед. хр. 1);
– сведения караимского населения о рождении, смерти и бракосочетании (на караимском языке), 1842 (ед. хр. 2);
– алфавитные указатели лиц, получивших метрические свидетельства из духовного правления за 1864–1884 гг. (ед. хр. 35), за 1860 г. (ед. хр. 36);
– сведения о рождении, смерти, бракосочетании караимского духовенства, 1861–1862 (ед. хр. 44, 53);
– списки о духовенстве для адрес-календаря, о списках на записку родившихся, бракосочетавшихся и умерших караимов, 1866 (ед. хр. 98);
– о выдаче метрических свидетельств, переписка со сведениями о родившихся и умерших, о выдаче метрических свидетельств о родившихся, умерших и бракосочетавшихся, свидетельства о том же, ведомости, алфавитный указатель караимов, родившихся в 1868 г., 1860–1865, 1867–1868, 1872–1874 гг. (ед. хр. 37, 45, 63–68, 77–78, 88, 107–109, 127–128. 143, 154. 166. 177–178, 191–192, 198–199).
Оп. 2 (117 ед хр., 1917–1920 гг.).
IV. Евпаторийское караимское общество. Евпаторийская караимская кенаса (ф. 499, оп. 1, 153 ед. хр., 1821–1893 гг.)
– книги событий и дневники Евпаторийского караимского общества, 1832, 1834, 1840 и 1860–1893 (ед. хр. 3, 4, 6, 25);
– духовные завещания (ед. хр. 8);
– книга метрических записей (акты о родившихся, бракосочетавшихся и умерших караимах) на караимском языке, 1845–1884 (ед. хр. 9);
– книга актов о бракосочетавшихся, 1865–1871, 1874, 1878–1887 (ед. хр. 32, 40, 47);
справки врачей об умерших караимах 1889–1897 (ед. хр. 51, 55, 59).
(Окончание следует)

О. Наумов

Из опыта преподавания генеалогии в Московском педагогическом университете

Процессы, происходившие в последние годы в отечественной исторической науке: преодоление идеологизации исследований, поиски новой эпистемологической парадигмы, расширение проблематики, – оказали сильное влияние на содержание и структуру высшего исторического образования. В числе новшеств оказалось почти повсеместное включение в учебные планы специальных исторических дисциплин, которым в советский период внимания уделялось крайне мало. И даже если они преподавались, то преобладали хронология, метрология, палеография, о генеалогии речь практически не велась.
Московский педагогический университет (б. Московский областной педагогический институт) не составлял исключения из общего правила. Генеалогия была введена в курс специальных исторических дисциплин только в 1995 г. На ее изучение отведена почти треть всех занятий. На очном отделении (2-й курс) – 12 часов лекций и 10 часов семинаров. Преподается генеалогия также на вечернем и заочном отделениях (1-й курс), но в меньшем объеме.
Курс является авторским. Он основан на личных исследованиях и вобрал в себя не только лучшие традиции отечественной науки, но и достижения западных генеалогов. При подготовке курса учитывался педагогический опыт, накопленный русской генеалогией (лекции Л.М. Савелова, Ю.В. Арсеньева, Н.П. Чулкова). Мы исходили из того, что студенты должны получить знания, которые позволяли бы им вести самостоятельные родословные изыскания, свободно ориентироваться в источниках и литературе, правильно оформлять результаты своих исследований. Подробное изучение конкретных родов не является, по нашему мнению, целесообразным, поскольку такая информация вряд ли может быть надолго и полно усвоена. Поэтому в лекциях основное внимание уделяется теоретическим и источниковедческим проблемам, а также истории отечественной генеалогии.
В лекции по теории генеалогии дается характеристика понятийного аппарата (род, ветвь, родоначальник, поколение и др.), закономерностей (убывания предков, счета поколений за столетие), возможностей дисциплины в историческом и источниковедческом исследованиях, ее социальным и культурологическим аспектам, междисциплинарным связям. Подчеркивается, что генеалогические знания зародились в глубокой древности и стали основой формирования интереса к прошлому в целом.
Далее излагается история практической генеалогии России в XV–XX вв.: указывается на её связь с местничеством, дается оценка достоверности родословных легенд и характеристика основных источников (Государева родословца, Бархатной книги, губернских родословных книг и др.), рассказывается о создании и деятельности Герольдмейстерской конторы, Департамента герольдии, дворянских собраний.
Особый раздел курса посвящен изучению купечества, духовенства, крестьянства, интеллигенции; он построен преимущественно как источниковедческий.
Большое внимание уделяется развитию русской научной генеалогии: ее зарождению в XVIII в., характеристике справочников, деятельности генеалогических обществ, преподаванию, основным направлениям исследований (в том числе в эмиграции) и современному состоянию. Дается обзор истории европейской генеалогии.
Специальная лекция посвящена титулам и генеалогическому составу русского дворянства. В ней приводится генеалогическая характеристика основных групп сословия: Рюриковичи, Гедиминовичи, древнее дворянство, жалованное дворянство и др. Эта систематизация не претендует на полноту и предназначена исключительно для учебных целей – чтобы показать конкретно-историческую реализацию тенденций и закономерностей дисциплины. Факты из истории отдельных родов приводятся только в качестве примеров. Некоторые вопросы конкретной генеалогии (в частности, родословия древнерусских князей и династии Романовых) изучаются студентами в курсе отечественной истории.
Лекции сопровождаются демонстрацией обширного иллюстративного материала: рисунков родословного древа, портретов генеалогов (князя А.Б. Лобанова-Ростовского, Л.М. Савелова, Ю.В. Арсеньева, Н.П. Лихачева, В.И. Чернопятова и др.), копий генеалогических документов (например, из дел дворянских собраний), журналов («Летопись Историко-родословного общества» и «Известия Русского генеалогического общества») и др.
Изучение методики генеалогического исследования вынесено на практические занятия. Студенты овладевают навыками составления восходящих и нисходящих таблиц, поколенных росписей, генеалогических карточек и досье. Нами была разработана особая типология родословных таблиц, которая помогает быстро освоить правила их составления. Она построена на том, что выделено несколько критериев возможной систематизации таблиц (по типу, по информационной насыщенности и др.). По мере изучения каждой из этих систематизаций студенты получают не только теоретические знания о разнообразии таблиц, но и учатся их понимать и составлять. Например, при освоении деления таблиц по информационному признаку (именные, т.е. состоящие только из имен, и биографические, т.е. такие, где имена сопровождаются дополнительными сведениями) дается представление и об истории генеалогической методики (именные характерны для средневековой генеалогии), и о составе сведений (даты жизни, указания на супругов и др.).
За прошедшее время такая методика обучения показала очень большую эффективность, подтверждаемую результатами контрольных работ, из которых только малая часть (не более 5–7 %) возвращается на доработку. Каждый вариант таблиц сопровождается демонстрацией наглядного материала (обязательно – по реальному роду). Студенты знакомятся также с неправильно составленными таблицами и выполняют анализ их методических ошибок. Обязательным является освоение и применение условных знаков, принятых в генеалогии.
При изучении поколенных росписей акцент делается на три аспекта: состав сведений биографических справок, варианты нумерации и указания источников. На занятиях отводится время для ознакомления с поколенными росписями из различных генеалогических справочников. Среди этих родословных есть и такие, которые содержат потомство по женским линиям. Демографическая ситуация в современной России такова, что при исследовании собственных семей многие студенты сталкиваются именно с таким родством. При изучении генеалогических карточек и досье основной упор делается на состав их сведений. Обязательно подчеркивается взаимосвязь всех методических приемов, основной смысл которых заключается в сокращении или расширении генеалогической информации.
Во время практических занятий студенты выполняют самостоятельную работу: перевод нисходящей таблицы в поколенную роспись и наоборот. По результатам курса предусмотрена контрольная по теме, которая сводится к составлению двух таблиц (восходящей и нисходящей) и поколенной росписи, сопровождаемой указателями: 1) родственных фамилий; 2) имен и отчеств членов рода. Большинство студентов выполняет работу на примере собственной семьи. Они опрашивают представителей старших поколений, разбирают семейные бумаги. Подчас эти контрольные выливаются в достаточно обширные и подробные исследования. При этом студенты часто отмечают, что родственники были удивлены и обрадованы их интересом к истории семьи. Некоторые продолжают собирать сведения и далее, обращаются в архивы и т.д. Это свидетельствует о том, что курс генеалогии имеет не только узкопрофессиональное значение, но и повышает общую культуру студентов, заставляет иначе относиться к собственной семье, стимулирует интерес к ее истории.
В 1999 г. нами была подготовлена и издана программа курса специальных исторических дисциплин, в которой имеется раздел по генеалогии, а также список рекомендуемой литературы на русском и иностранных языках (с отдельной рубрикой «справочники»).
Большой популярностью пользуются специальные курсы по генеалогии. Их посещает примерно треть студентов. За прошедшее время состоялись спецкурсы «История и генеалогия русского дворянства» (1996), «История всемирной генеалогии с древнейших времен до середины XX в.» (1996), «Русское дворянство как социокультурный феномен» (1997) и др. Кроме того, проблемы генеалогии затрагивались в спецкурсах по геральдике.
Результатом преподавания дисциплины стали курсовые и дипломные работы, выполненные под нашим научным руководством. Т.И. Совалева защитила диплом по теме «Генеалогия в мифах Древней Индии» (1998), А.О. Осмоловский – по теме «Военная организация польского дворянства в средние века» (2000). В 2001 г. готовятся работы по родословию Бутурлиных и истории дмитровского дворянства в XIX в. Интерес отдельных студентов к генеалогии вылился в выступления на научных конференциях и отразился в публикациях.
Занятия по генеалогии в Московском педагогическом университете имеют особое значение, поскольку предназначены для будущих педагогов. Есть много конкретных примеров того, что бывшие студенты используют полученную информацию и навыки в своей педагогической деятельности, на уроках истории, краеведения и др. Это дает основания надеяться на поддержание в нашей стране стойкого интереса к генеалогии, повышение ее статуса в жизни социума. В конечном счете, овладение историками генеалогической информацией – одно из важнейших условий сохранения национальных традиций, родовой памяти и русской культуры.

В. Иофе

Документация репрессий

Политические репрессии в советской России на протяжении всей ее истории были настолько рядовым явлением жизни, что затронули семьи всех социальных слоёв. Обоснованный страх репрессий вел к частому уничтожению личных и семейных архивов, документы которых могли быть инкриминированы, а инкриминировано могло быть практически всё, связанное с происхождением, образованием, службой и общественной деятельностью какого-либо члена семьи. В то же время репрессивная система создавала свой документооборот и накапливала свою специфическую документальную базу, и восстановление личных и семейных биографий зачастую просто невозможно без обращения к этим источникам. По этой причине любому человеку, ведущему генеалогический поиск, необходимо знать хотя бы самые основы ведения советской репрессивной документации.
Вкратце они сводятся к следующему. Когда человека арестовывали, на него заводилось одновременно два дела (мы не будем упоминать о различных оперативных делах – они в принципе недоступны): следственное дело, которое вел орган следствия (ГПУ, ОГПУ, УГБ НКВД, УНКГБ, МГБ, КГБ, различные прокуратуры, Особые отделы РККА, изредка УРКМ НКВД), и личное дело заключенного, которое заводила администрация тюрьмы, куда поступал арестованный. В каждом из этих дел была анкета, которую заполняли со слов арестованного и в которой должны были быть перечислены все его ближайшие родственники. Зачастую в этих анкетах они были указаны не все (как правило, опускались имена братьев и сестер, которых арестованный хотел вывести из круга внимания следствия), но родители, супруги и дети обычно указывались. Указание родственника в анкете (особенно тюремной) было основанием для признания его права на получение свидания (как бы не эфемерны были эти права), а в настоящее время оно может явиться документом, подтверждающим родство (зачастую единственным). Следственное дело, по существующим правилам, хранится (вечно!) в архиве следственного органа, сейчас – попросту в региональном управлении ФСБ РФ той области, на территории которой проходило следствие, и куда следует адресовать вопросы по сведениям из анкеты арестованного. Личное знакомство с этим делом предусмотрено только для ближайших родственников, которые могут подтвердить родство цепочкой свидетельств о рождении и браке (здесь часто оказывается необходимым прибегать к анкете арестованного), а остальные – по нотариальной доверенности тех, кто имеет на это право по родству, или волевым решением руководства УФСБ. Допущенный к знакомству с делом по основаниям родства (и его доверенное лицо) имеет право снимать копии (любым способом) с документов, относящихся к самому родственнику, и общих документов дела (обвинительное заключение, приговор), а допущенный по разрешению – в рамках, согласованных с УФСБ. Несмотря на то, что основное содержание самих дел является более или менее грубой фальсификацией и не представляет особенного интереса, там могут содержаться косвенные сведения: даты, адреса, упоминания биографических данных – которые могут оказаться действительно ценными.
Личное дело арестованного, составленное первоначально в следственной тюрьме, после осуждения следует за заключенным в его перемещениях по лагерям. В этом деле, как правило, имеется приговор, личная анкета, сведения о свиданиях, работе, состоянии здоровья, поощрениях и наказаниях, которые накапливались там во время заключения. В случае смерти в деле имеется соответствующее медицинское заключение, а иногда – сведения о месте захоронения. По существующим правилам, личные дела заключенных подлежат уничтожению через 5–6 лет после освобождения, кроме трёх случаев: если заключенный был иностранным подданным, если он умер во время заключения или если он получил инвалидность во время заключения. Сохраняемые дела (а среди них случайно могут оказаться и дела, не относящиеся к этим категориям, впрочем, и не все должные сохранены) хранятся в информационных центрах управлений внутренних дел (ИЦ УВД) тех регионов, на территории которых находилось последнее место заключения перед освобождением (или смертью). Кроме самого дела, в картотеках информационных центров УВД сохраняется карточка «форма № 2» с основными сведениями о заключенном (но не о его родственниках), отбывавшем срок на территории данного региона, с датами его пребывания там. Если известна цепочка перемещений по лагерям, по этим карточкам можно установить их хронологию. На карточке в ИЦ УВД по последнему месту заключения делается отметка с номером личного дела, если оно сохранено, или помета «дело ун.». Запросы о сохранности дела следует адресовать в ИЦ УВД по последнему месту пребывания заключённого. Знакомство с делом предусмотрено только для близких родственников на тех же основаниях, что и для следственных дел. Копии карточек «формы № 2» из региональных управлений МВД отправлялись в Главный информационный центр МВД (ГИЦ МВД) в Москву, куда тоже можно обратиться с запросом, но, как и все прочие законы, это правило выполнялось не очень скрупулезно, и карточек в ГИЦ может не оказаться вообще.
Отдельно следует упомянуть, что по запросу родственника, имеющего на то право, и следственное дело и личное дело заключенного могут быть присланы из иных регионов для ознакомления в санкт-петербургские управления соответственно УФСБ и ГУВД. В этом случае знакомство с ними происходит в стенах архивов санкт-петербургских управлений (где будут проверены подлинники документов о родстве). В текст заявления о присылке дела рекомендуется включить просьбу разрешить копирование документов, чтобы избежать лишних дискуссий после прихода дела для ознакомления. Копировать документы можно с помощью собственной копировальной аппаратуры. Законные наследники имеют право потребовать возвращения подлинников личных документов арестованного (писем, записных книжек, фотографий), приобщенных к делу. Эти правила в настоящее время выполняются.
Rambler's Top100
TopList